Папки-передвижки

Конспект тематического занятия в средней группе из цикла «Тула — жемчужина России» (с использованием малых фольклорных форм)

Людмила Ващилова
Конспект тематического занятия в средней группе из цикла «Тула — жемчужина России» (с использованием малых фольклорных форм)

Цель:

развивать у детей интерес к русским народным традициям; способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.

Задачи:

образовательные: расширить кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях. Познакомить с понятием - семейный очаг;

развивающие: развивать мелкую моторику рук, речь, память детей;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русским традициям, истории родного края.

Активизация словаря: семейный очаг.

Публикация «Конспект тематического занятия в средней группе из цикла „Тула — жемчужина России“ (с использованием малых фольклорных форм)» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов, просмотр иллюстраций.

Оборудование: интерьер русской избы, мультимедийная система (слайд шоу с изображением тульских самоваров, музыкальное сопровождение (русская народная песня - Пых, пых Самовар, шаблоны заготовки самоваров и чайников, цветные карандаши для каждого ребёнка.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Воспитатель в русском народном костюме. Группа украшена в стиле русской избы. Дети сидят за столами.

2. Основная часть:

Воспитатель:

Рано, рано на лесной поляне у старушки веселушке у её избушки встретились два друга. Загадаю вам ребята, а вы отгадайте:

И шипит, и кряхтит,

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

Дети: отвечают самовар.

Воспитатель: Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

Дети: отвечают чайник.

Выходят самовар и чайник.

Воспитатель: Затеяли они спор: кто из них важней, а кто из них нужней.

Чайник: Я самый молодой, да модный.

Самовар: Я хоть и старый да в любом доме гость желанный.

Чайник: Зато я самый стройный, на любом столе умещусь.

Самовар: А я большой да круглый мне много места надо, большой стол.

Чайник: Я в каждом доме есть, из меня каждый день чай пьют.

Самовар: Меня по большим праздникам на стол ставят и гостей созывают.

Воспитатель: Самовар! Чайник! Не ссорьтесь, заходите в горницу да к столу присаживайтесь.

Вы оба нужны, и в чайнике воду кипятят и в самоваре.

А наши ребятки про вас стихи знают.

Дети читают стихи:

Даша Ксенофонтова

Самовар

Давно на белом свете,

Живет годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая,

Морозным зимним днем

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Семён Морев

Чайник

Специально и случайно

Ты к нему всегда спеши.

Не волшебник он, а чайник,

Наш подарок от души!

3. Продуктивная деятельность:

Воспитатель: Самовары ребята действительно очень старые и придумали их тульские мастера, они бывают маленькие и большие, медные и расписные. Давайте с вами посмотрим.

Через видеопроектор на большом экране воспитатель включает детям слайд шоу с картинками самоваров: медные, расписные, с изображением птиц, с изображением природы.

Воспитатель: Вот видите, ребятки как мастера умеют самовары расписывать. Давайте и мы с вами превратимся в тульских мастеров.

Посмотрите у вас на столе лежат маленькие самовары и чайники. Выберите, что вы будете расписывать.

Дети на выбор выбирают заготовленные шаблоны для росписи.

Воспитатель: А чтобы веселей работа у вас шла я весёлую песню о самовар поставлю.

Под весёлую музыку дети расписывают самовары и чайники.

Воспитатель: Молодцы все с работой справились. А в старину на Руси говорили пословицу: Сделал дело, гуляй смело. Давайте вашими самоварами да чайниками печку украсим.

На печке натянута лента, на неё дети за прищепки развешивают свои работы.

Воспитатель: как у нас в горнице красиво да празднично стало. Теперь можно всей семьёй за стол собраться у семейного очага посидеть. Кого же мы с вами за наш стол пригласим?

4. Фольклорная пальчиковая игра «Этот пальчик…»

Этот пальчик-дедушка, (Загните большой палец)

Этот пальчик-бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик-папочка, (загните средний пальчик)

Этот пальчик-мамочка, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик! (загните мизинчик)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны.)

Воспитатель: В старину в каждой избе стояла печка, на ней готовили еду, около неё грелись, вечерами рассказывали сказки, от огня в доме было светло и тепло. Вот и мы с вами собрались все у семейного очага, и самовар у нас на столе. А когда в дом гости приходили, пели песни и хороводы водили.

Давайте и мы с вами хороводы поводим.

5. Хороводная игра «Бабушка Маланья»

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова Движения:

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой.

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Итог:

Воспитатель: Вот какие молодцы. Садитесь теперь за стол будем чай с пирогами пить.

В старину говорили пословицу: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Выпей чайку — забудешь тоску.

За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

Чай не пить, так на свете не жить.

Самовар кипит, уходить не велит.

Воспитатель: Понравился ребята вам наш праздник?

Дети: да очень!

Воспитатель: Понравилось с чайником и самоваром чай пить?

Дети: да понравилось!

Воспитатель: Давайте мы самовар с чайником на следующий праздник пригласим широкую Масленицу провожать.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Фотоотчёт праздника «Троица»Фотоотчёт праздника «Троица» В нашем детском саду стало уже традицией в летний оздоровительный период проводить для детей фольклорный праздник «Троица». Вот и в этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тематического занятия в средней группе из цикла «Тула — жемчужина России» (с использованием малых фольклорных форм)
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 21:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД