Получи документы

Конспект урока биологии в 6 классе «Лист, его строение и значение»

Татьяна Басова
Конспект урока биологии в 6 классе «Лист, его строение и значение»

Урок биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение»

Учитель: Басова Т. Ю.

Цель: сформировать понятия о разнообразии листьев, особенностях их внешнего и внутреннего строения, значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

• Сформировать понятия о строении листа.

• Какие функции выполняет лист

• Рассмотреть внешнее строение листа

• Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, внутренним строением;

Публикация «Конспект урока биологии в 6 классе „Лист, его строение и значение“» размещена в разделах

• Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.

Развивающие:

Продолжить формирование умений:

• анализировать и обобщать изученный материал,

• наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,

• систематизировать полученные знания и формулировать выводы,

• развивать навыки самостоятельной работы,

• работать в коллективе, оценивать работу товарищей.

Воспитательные:

• развивать интерес к изучению биологии,

• способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,

• формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,

• воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД

1. Сформировать у учащихся знания о функциях и строении листа.

2. Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование.

3. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и учебником.

4. Учиться понимать биологические термины.

5. Сравнивать биологические объекты (растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Метапредметные УУД

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Познавательные УУД: учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. Учиться слушать и понимать речь другого человека;

2. Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

3. Учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

4. Учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

Регулятивные: учиться самостоятельно формулировать тему и цель учебной деятельности, планировать ее, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД

формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых

развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методический инструментарий:

Методы:

• объяснительно-иллюстративный;

• словесно-наглядно-практический;

• рассказ с элементами беседы;

• частично-поисковый (самостоятельная работа с учебником).

Приемы:

• целеполагание;

• сравнение, обобщение;

• установление причинно-следственных связей.

Средства:

• информационные (учебник, карточки - задания);

• визуально-наглядные (слайды презентации, микроскоп, микропрепарат, комнатные растения).

Формы:

• фронтальная;

• индивидуальная;

• групповая;

• работа в парах

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны:

• получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации;

• научиться сравнивать, анализировать, обобщать;

• углубить знания о внешнем и внутреннем строении листа;

• получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке биологии. Мы продолжаем путешествие по удивительному царству растений. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная работа. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

Перед вами карточки с заданиями, возьмите под номером 1. (групповая работа). У каждой группы своя загадка и листок для написания отгадки

1 группа:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят

(лист)

2 группа:

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют. (Листья)

3 группа:

С ветки в речку упадет,

И не тонет,

А плывет. (Лист)

Что же мы сегодня будем изучать?

Давайте сформулируем цель нашего урока:

познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.

сформулируем задачи урока: (Заполняем кластер на доске)

Учитель: Записываем тему урока в тетрадь.

Прежде чем мы перейдём к нашей теме у меня к вам вопрос.

Вопрос классу: Из чего появляется лист? (из почек)

На какие типы делятся почки? (вегетативные, генеративные)

Что вырастает из генеративной почки? (цветок)

Что образуется из вегетативной почки? (побег)

Что представляет собой побег? (стебель с листьями и почками)

Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н. э. задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать свои ветви?» Именно с того времени люди начали изучать лист.

Давайте и мы изучим листья. Откройте учебник на стр. 49 и найдите ответы на вопросы ваших заданий. Работаем ровно 3 минуты

1 группа внешнее строение листа

2 группа виды листьев

3 группа виды жилкований

Проверка, выходят по одному представителю от группы и рассказывают, проверяем по слайду.

Внутреннее строение листа. Выполнение лабораторной работы (работа в парах, выполнить задание в карточке №2, работа с микроскопом с готовым микропрепаратом и текстом учебника)

Физминутка.

Вы устали, засиделись,

Вам размяться захотелось.

Отложите ка тетрадки,

Приступаем все к зарядке

То в окошко поглядели.

То на стену посмотрели,

Поглядим на потолок,

А затем наоборот.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Проверка выполнения практической работы с пояснениями учителя:

просмотр презентации к уроку

Как и любой другой орган растения, лист выполняет функции, а чтобы выполнять свои функции, он имеет особое строение.

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей. Кожица – один из видов покровной ткани. Некоторые растения могут иметь еще и кутикулу – это защитная пленка из воскообразного жироподобного вещества кутина. Кутикула предохраняет листья от солнечных ожогов и сильного испарения.

Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом пословицы «Где нет листьев, там нет и фруктов»? Как вы думаете, почему так говорят?

Что находится под кожицей листа?

Мякоть листа. Мякоть листа образована клетками основной ткани.

В чем особенность их строения?

Содержат хлоропласты, форма столбика.

У: Это столбчатая ткань.

У: Какова функция столбчатой ткани?

О: Фотосинтез.

У: Под столбчатой тканью находятся клетки губчатой ткани. Они неправильной формы, содержат мало хлоропластов.

У: Какова функция губчатой ткани?

О: Газообмен.

Как вы думаете, а как лист может испарить воду?

Для этого у листьев есть устьица. Устьица состоят из 2 замыкающих клеток, между которыми есть устьичная щель. Через нее в лист проникает воздух и испаряется вода. У большинства растений устьица располагаются на нижней стороне листа, но у некоторых (например, капусты) они находятся на обеих сторонах листа. У растений с плавающими на воде листьями (кубышки, кувшинки) устьица сформировались только на верхней стороне листа, обращённой к воздушной среде.

Лист выполняет функции – фотосинтеза, обмена газов и транспирацию. Транспирация – процесс испарения воды.

Первичная проверка понимания. Коррекция знаний.

- Что такое лист?

- Назовите основные части листа.

- Чем простой лист отличается от сложного?

- Какое жилкование листьев характерно для двудольных и однодольных растений?

- Какова роль устьиц в жизни растений?

- Чем отличается столбчатая ткань от губчатой?

- Чем обусловлен зелёный цвет клеток листа?

Ребята, представьте, что мы с вами попали в секретную биологическую лабораторию и мы будем разыскивать – лист. Для того, чтобы кого-то разыскивать необходимо составить фоторобот с особыми приметами и признаками разыскиваемого, (Какой он, для чего он)

Разыскивается …. (лист). Особые приметы: в основном …. (зеленого) цвета. Имеет (черешок, листовую пластинку, жилки, прилистники). У них много ухищрений, к стеблю они могут прикрепляться с помощью…. (черешка, тогда это …. (черешковый) лист. А некоторые маскируются прямо на стебле без черешка, это …. (сидячие) листья. Выполняет такие функции как: … (фотосинтез, транспирация, газообмен)

Найдите ошибки в тексте:

Преподаватель травологии Помона Стебль писала директору школы Альбусу Дамблдору. «Я очень люблю собирать разные листья, которые использую в последствии в зельеварении. Очень красивые и полезные листья у клена и осины, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение у листьев земляники и каштана. Эти листья называются сложными»

Сколько ошибок вы услышали и какие?

«Найди соответствие»

А- лист 1. Столбчатая и губчатая ткань

Б – устьица 2. Жилкование листа

В – мякоть листа 3. Боковой орган растения

4. Находятся в кожице

«Найди лишнее»

А) кожица, устьица, сердцевина.

Б) параллельное, губчатое, сетчатое.

Запишите д/з Описать по плану лист любого домашнего растения (план описания для каждого на парте дан):

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

в) жилкование;

г) двудольное или однодольное

д) форма листовой пластинки;

е) расчленение листовой пластинки;

ж) форма края листовой пластинки.

Рефлексия:

Оцените своё эмоциональное состояние и удовлетворение от своей работы на уроке. У вас на парте находятся разноцветные листья. Возьмите лист, ответьте на вопросы

• Сегодня на уроке я узнал (а)

• Я научился (лась)

• Какие были трудности?

• Что хотели бы узнать дополнительно?

и разместите свой лист на дереве (рисунок дерева на доске). Чем выше вы поместите ваш листок, тем больше вы удовлетворены своей работой.

Оценивание учащихся (самооценка и взаимооценка)

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

«Как живет луг. Значение лугов для человека». План урока по окружающему миру в 4 классе План конспект урока Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Гармония» Тема: «Как живет луг. Значение лугов для человека» Тип урока: усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока биологии в 6 классе «Лист, его строение и значение»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД