Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)

Гулие Решетова
Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)

Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником. Самостоятельное изучение статьи «Романс и песня». (стр 290-292)

2. Беседа.

1) Что называли в старину романсом? - песню на родном языке.

2) Когда и где возник романс как жанр? В средневековой Испании в 16в.

3) Как по тематике делились романсы? – любовные, сатирические, шуточные.

4)Как распространялся романс? Перекочевал в Англию и Францию.

5) В чем различия русского и французского романса? – французский не включал в себе фольклорную песню.

6.)чем отличается песня от романса? – песня может быть написана на фольклорный текст, а романс только на литературный, созданный поэтом; романс может существовать как музыкальное произведение без слов и как литературный текст; песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена (повторяющаяся строфа стихотворения, песни).

7). Что общего между песней и романсом? – строфическое строение, рифмованный напевный стих.

8) На какие типы разделяется русский стих? – по интонации разделяется на три типа: декламационный, ораторский; разговорный; напевный.

9) Какой стих используется в романсе? – напевный, мелодический стих.

10)Что составляет содержание романса? – счастливая или несчастная любовь.

11) В каких слоях общества возникает романс в России? – первоначально в дворянской столичной, после в провинциальной среде. Он приспособлен для узкого круга людей, посещающих салоны. Теплая домашняя атмосфера способствует изъявлениям сердечных чувств.

12.) Назвать разновидности романса. – усадебный (А. Фет, А. Майков, А. Толстой, городской (Я. Полонский, мещанский или жестокий, цыганский (А. Блок, Я. Полонский)

2. Знакомство с правилами выразительного чтения. (чтение статьи В. С. Ланового Перед чтением стихов вслух) Несколько практических советов

После подробного анализа и понимания текста рекомендуется продумать устный вариант текста. Необходимо учитывать такие особенности русского языка, как логические ударения, логические и психологические паузы, изменение интонации, неторопливый темп речи и другие особенности.

Важно помнить, что ударением выделяются слова, которые выражают основную мысль автора, важную или новую информацию. Ударение может изменять свое место в зависимости от воли говорящего. Приведем пример: фразу «Ты пойдешь сегодня в театр» можем произнести с четырьмя разными ударениями.

Паузы в устной речи так же необходимы, как пробелы в письменной речи. Без этого трудно уловить смысл сказанного, весь текст сливается в неясный, бессмысленный шум. Если же пауза стоит на своем месте, речевые такты отделены друг от друга, речь становится ясной и легко воспринимается на слух. Не всякая запятая нуждается в паузе и не всякая пауза — в запятой. Пауза помогает наладить контакт с собеседником, акцентировать внимание, выделить важное по мысли слово.

Особое внимание необходимо уделять артикуляции и дикции, стараться выговаривать все звуки четко и внятно, иначе слово человек превратится в чек, а словосочетание нас стало в настало. Хорошая дикция — это вежливость по отношению к собеседнику, и умение ею пользоваться может помочь при общении с людьми.

Надо помнить, что устная речь отличается от письменной и главное условие грамотного чтения — вдумчивость и осознанность.

3. Слушание романсов (аудиозапись)

4. Выступление учащихся. (чтение или исполнение романса на изучаемые стихи.)

III. итог урока.

– Обмен мнениями об услышанном на уроке.

– Сочинение-миниатюра «О чем мне хочется сказать, когда умолкли звуки…».

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.

Публикации по теме:

Конспект урока «Оркестр русских народных инструментов» Тема: «Оркестр русских народных инструментов» Задача урока - продолжить знакомство с русскими народными инструментами и познакомить с оркестром.

Изучение грамматики на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы. Конспект урока «Состав слова» Изучение грамматики в спецшколе отличается своей практической направленностью. На уроках письма и развития речи я учу детей строить речевые.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Однозначные и многозначные слова» Цель: 1. Серьёзное внимание уделять на всех уроках повторению и закреплению материала прошлых уроков, используя при этом различные формы.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Праздничный концерт «Смотр строя и песни» посвящённый 23 февраля. Сценарий смотра строя и песни посвящённое 23 февраля Задачи: - стимулировать стремление у детей участвовать в смотре; - воспитывать патриотические.

Праздничный концерт «Смотр строя и песни» посвящённый 23 февраля. Сценарий смотра строя и песни посвящённое 23 февраля Задачи: - стимулировать стремление у детей участвовать в смотре; - воспитывать патриотические.

Технологическая карта урока литературы «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» 1. Тема урока: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года".

Урок литературы «В. Бажов «Серебряное копытце» ТЕМА: Литературная мастерская. П. Бажов»Серебряное копытце» Цель: Личностные: -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Метапредметные:.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова» Урок усвоения новых знаний Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс; Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)
Опубликовано: 3 мая 2016 в 20:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...