Папки-передвижки

Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»

Севергина Екатерина Филипповна
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»

Тема урока : Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

Дидактические цели. Образовательная. Продолжить формирование представлений о свойствах концентрированной серной кислоты, взаимодействовать с металлами, неметаллами, органическими веществами. Качественная реакция на Н2SО4 и ее соли.

Развивающие. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков; развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль; развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.

Публикация «Конспект урока химии в 9 классе „Серная кислота“» размещена в разделах

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

Оборудование: На столах учащихся; 1 вариант – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 – фенофталеин; 2 вариант – КОН, ВаСl2, Н2SО4 – лакмус.

На столе учителя: экспериментальная часть – стакан с Н2О, вытяжка почвы, сахар, Н2SО4, лучинка, бумага, в лабораторном штативе –

НСl, Н2SО4, ВаСl2.

Девиз. «Чтобы победить - надо знать, уметь и думать».

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания: И. Г. Хомченко»Сборник задач и упражнений по химии» для средней школы. Из-во: М,»Новая волна»-2005г.

11.33. Предложите не менее трех способов получения сульфата меди / П /.

1. СиО +Н2SО4=СиSО4 + Н2О 2. СиСl2 + Н2SО4 = СиSО4 + 2НСl

3. Си (ОН)2 + Н2SО4 = Си SО4 + 2 Н2О

11.30. Составьте уравнения тех реакций, которые возможны и протекают практически до конца:

а) ВаCl2 + Н2SО4= …. г) Мg + Н2SО4 (разбавленная) =….

б) Nа2СО3 + Н2SО4= …. д) Си + Н2SО4 (разбавленная) =….

в) Мg(NО3)2 +Н2SО4=….

II. Обьяснение нового материала.

В выше приведенных реакциях мы использовали разбавленную серную кислоту, а каковы же особенности концентрированной серной кислоты. В продажу поступает 98% Н2SO4, плотность которой 1,84 г/см3. Она нелетуча, не имеет запаха. Концентрированная серная кислота, обугливает органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду. Поэтому кислота часто имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней органических веществ и пыли. С12Н22О11/сахароза/ + Н2SО4 = 12С+ Н2SО4Н2О +10Н2О

Концентрированная кислота очень гигроскопична : энергично поглощает влагу и отнимает воду от многих органических веществ, содержащих в своем составе водород и кислород. Попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды.

Хорошо растворяется в Н2О, выделяя большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды. Кислота непросто смешивается с водой, образует с ней гидраты состав Н2SО4. Н2О, Н2SО4 2 Н2О Н2SО4 4Н2О.

1. Концентрированная Н2SО4 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt.

LI К Са Nа Мg Аl Мn Zn Cr Fе Ni Sn Рb H Cи Нg Аg Рt Аи

А к т и в н о с т ь м е т а л л а у м е н ь ш а е т с я

Н2S-2 S0 S+4O2

Продукты восстановления концентрированной серной кислотой можно представить схемой:

S-2 S0 S+4

Увеличение активности восстановителя

С активными металлами Н2SО4 реагирует, восстанавливаясь до оксида серы(IV, серы и сероводорода. Так в случае взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой часто получается смесь веществ, поэтому не будет ошибкой, если например будут написаны следующие реакции:

Zn0 + 2H2S+6O4 (конц.) = Zn+2SO4 + S+4O2 + 2H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 1 восстановитель, окисляется

S+6 +2е S+4 2 1 окислитель, восстанавливается

3Zn0 + 4H2S+6O4 = 3Zn+2SO4 + S0 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 3 восстановитель, окисляется

S+6 + 6е S0 6 1 окислитель, восстанавливается

4 Zn0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется

S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается

Концент-рирован-ная Н2SО4 + Аи, Pt, Ir, Rh, Ta. = Р е а к ц и я не и д е т

+ Металл (щелочной/ щелочно-земельный/ Mg/Zn) = H2S/S/SO2 + Сульфат металла с атомом в высшей с. о. + Н2О

+ Металл (остальные) =

SO2 + +

Чем активнее металл, тем выше содержание продуктов, где сера имеет более низкие степени окисления (т. е. свободной серы и сероводорода).

С Си и другими малоактивными металлами при нагревании образуется SO2.

Си (Нg, Аg)+ 2Н2SО4 (конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

t соль, сульфат меди

2Аl + 6H2SO4 (конц.) = Al2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

соль, сульфат алюминия

Горячая концентрированная серная кислота окисляет почти все металлы (исключение составляют золото, платина и некоторые похожие на них по химическим свойствам металлы, стоящие последними справа в ряду напряжения).

Концентрированная Н2SО4 при обычной температуре или на холоде не реагирует

с Аl, Cо, Fе,Ni. Это позволяет перевозить кислоту выше 75% в стальных цистернах. Обьясняется следующими причинами. Скорость растворения растворения Fе с повышением % концентрации сильно увеличивается, а начиная с 72,09% падает, так как металла образуется тончайшая невидимая для глаза пленка сульфата железа, нерастворимая в Н2SО4. Имеется также предположение, что на поверхности металла образуется пассивный слой, состоящий из оксида железа FеО2.

2. Концентрированная Н2SО4 при нагревании взаимодействует с неметаллами, например с S и С.

.2 Н2SО4 (конц.) + С = 2 .Н2О + 2SО2 +СО2.

2 Н2SО4 (конц.) + S = 2Н2О +3SО2

В Н2SО4 в любом количестве растворяется SО3.

Н2SО4 + SО3 = Н2SО4 SО3 (Н2S2О7)

Такую смесь называют олеум. Этот раствор может выделить SО3 и поэтому «дымит» на воздухе. При попадание в атмосферу взаимодействует с Н2О, с образованием Н2SО4 – выпадают кислотные дожди или кислотные осадки.

3. Характерной реакцией на Н2SО4 и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями Ва.

Лабораторно- фронтальная работа.

Цель: Усвоить качественную реакцию на Н2SО4 и ее растворимые соли, повторить их свойства.

Вариант 1.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

NаОН Nа2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 .

Вариант 2.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

Н2SО4 К2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – КOH, Н2SО4, ВаСl2 .

Прилейте к Н2SО4--ВаСl2. Что наблюдаете? Н2SО4 + ВаСl2 = ВаSО4 + 2НСl.

Проблемная ситуация: Лаборант налил 2 пробирки с кислотами : Н2SО4 и НСl

Но нет надписи. Помогите ему определить: Где, какая кислота?

Ответ: Н2SО4 + ВаСl2. = ВаSО4 + 2НСl.

НСl + ВаСl2 .= реакции нет

Экспериментальное задание: 1. Проверьте, присутствуют ли сульфат – ионы:

А) в питьевой воде, взятой из колодца (колонки).

Б) воды взятой из реки Уда. / на экспериментальную часть отводится 10 минут/.

2. Определите наличие сульфат ионов в почве, взятой на пришкольном участке и с полей села Старого Онохоя.

/ Приготавливаются 2 вытяжки из почв пришкольного участка и с почв села Старого Онохоя

(заранее) и определяется реакция на сульфат- ионы.

После проведения эксперимента подводится итог: Как можно определить наличие сульфат - иона в воде и в почве?

ВаSО4 - соль, которая находит применение в медицине. Соль смешивают с водой, дают поглотить больному пациенту, врач получает полное представление о форме желудка, кишечника и определяет место поражения.

Многие из солей серной кислоты приобрели первостепенное значение и приобрели для человека важное значение.

Nа2SО4 10Н2О - кристаллогидрат Nа2SО4 /глауберова соль –Иоганн Рудольф Глаубер / - в медицине, как слабительное средство.

СаSО42Н2О - гипс, при строительстве, медицине.

ZnSО4 7Н2О – цинковый купорос / применяется как микроудобрение/.

FеSО4 7Н2О – железный купорос /применяется для борьбы с гусеницами и насекомыми вредителями растений/.

СиSО4 5Н2О – медный купорос /применяется для уничтожения спор и вирусных болезней растений/.

Среди сульфатов есть двойные соли – называемые квасцами.

К2SО4 Аl2(SО4)3 24Н2О – алюмокалиевые квасцы - кровоостанавливающее средство.

Закрепление: И. Г. Хомченко»Сборник задач и упражнений по химии» для средней

школы, стр. 62.

1. Закончите уравнения реакций.

а) Н2SО4 (конц.) + ВаСl2 = ….

б) Н2SО4 (конц.) + Нg = ….

в) Н2SО4 (конц.) + Аg = …

г) Н2SО4 (конц.) + MgО = …

д) Н2SО4 (конц.) +C = ….

11.31. К каким процессам (физическим или химическим) относится растворение серной кислоты в воде? Ответ мотивируйте. Почему при растворении надо наливать кислоту в воду, а не наоборот?

11.32. Составьте уравнение реакции между магнием и концентрированной серной кислотой, учитывая, что она восстанавливается до сероводорода. При подборе коэффициентов используйте метод электронного баланса.

4 Mg0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется

S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается

11.34. При растворении меди в концентрированной серной кислоте выделился оксид серы (IV) обьемом 2,8 л (нормальные условия). Какая масса меди была взята для реакции?

х г. 2,8 л

Си + 2Н2SО4 (конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

64 г/моль Vm=22.4л/моль

Решение: n = m/M; n = V/Vm ; m = M. n ;

п = 2,8 л/ 22,4 л/моль =0,125 моль

n (SО2) = n (Си) = 0,125 моль; m (Си) = M. n = 64 г/моль 0,125 моль = 8 г.

Ответ: для реакции было взято 8 граммов меди.

Итог урока : Дома:& 22, задание 5,6.

Домашнее задание. Сочините или подберите интересную информацию о серной кислоте или ее солях (это может быть стихотворение, рассказ, сказка, материал из газет и журналов).

Севергина Екатерина Филипповна, учитель химии

Онохойской средней школы №1, Республика Бурятия.

Публикации по теме:

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]»Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]» ема: Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Тип урока: Цель: Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’] в слогах, в словах и в предложениях. Задачи:.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.

Автор публикации:
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 13:02
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД