Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наша речь и наш язык»

Королькова Алёна
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наша речь и наш язык»

КОНСПЕКТ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

Тема: «Наша речь и наш язык».

Составитель: Королькова Алёна Михайловна

Цель: повторить и расширить знания детей о речи и языке.

Задачи:

Образовательные: зафиксировать понятия «речь» и «язык», усвоить понимание и их различие.

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Наша речь и наш язык“» размещена в разделах

Развивающие: развивать умения систематизировать и группировать понятия речь и язык.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и мотивацию к его изучению.

Материалы: учебник русского языка 4 класс часть 1 Канакина В. П., картинка ежа, шарики со слогами, аудио и видео файлы (ветер, гром, река, корова, кукушка, коза; видео диалогов людей на русском, английском, немецком языках, карточка с ребусом на каждого ребенка, картина героя кроша.

Ход УРОКА

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Минутка чистописания

- В стране русского языка живут сказочные герои. Они приготовили для вас интересные задания. Сегодня мы побываем у них в гостях. Пока мы не повстречали героев, откроем тетради.

- Какое сегодня число?

- Запишите число в тетради.

- Угадайте, кто нас встречает:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …. (Ёжик)

- С чем встречает нас Ёжик? (С шарами)

- А что изображено на шарах? (Слоги)

- Давайте прочитаем слоги. КО, СА, МЁ, РЫ, ЖИ.

- Какой слог лишний? (ЖИ)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Какое правило вы знаете? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

- Запишите эти слоги красиво в тетрадь.

- В слове Ёжик есть орфограммы? (ё - в начале слова, жи пиши с буквой и)

- Выделим зеленным цветом наши орфограммы.

- Ёжик доволен вашими знаниями и желает счастливого пути.

Актуализация знаний.

- Ребята откроем все вместе учебник на странице 6. (дети открывают учебник Канакина В. П.)

- Прочитаем тему нашего урока. (Наша речь и наш язык)

- В мире нас окружает большое количество различных звуков. Но какие звуки являются речью, а какие не являются? Давайте послушаем аудиофайлы и попробуем угадать кто или что издаёт данный звук.

Включаются по очереди звуки ВЕТРА, ГРОМА, РЕКИ.

- Как можно назвать данную группу звуков? (Звуки природы)

- Можем ли мы назвать эти звуки речью? (Нет)

Включается по очереди звуки КУКУШКА, МЫЧАНИЕ КОРОВЫ, КОЗА.

- Как мы можем назвать данную группу звуков? (Звуки животных)

- Можем ли мы назвать эти звуки речью? (Нет)

Создание проблемной ситуации и определение темы урока.

Детям включаются не большие видео файлы разговоров людей на английском и немецком языках.

- Кого вы видели в видео фрагментах? (Людей)

- Чем они занимались? (Вели беседу, разговаривали)

- Как можно назвать звуки, которые произносит человек? (Речь)

- Уметь разговаривать – это значит владеть речью. Кто же из живых существ, живущих на Земле, владеет речью? (Только человек).

- Ребята, а вам было понятно, о чем разговаривали люди? (Нет. Они разговаривали на иностранном языке)

Детям включается не большой фрагмент разговора на русском языке.

- А сейчас вам понятно, о чем говорят люди? (Да. Так как они говорят на русском языке.)

- Какой вывод о речи и языке мы можем сделать? (Каждый человек владеет речью, но люди в разных странах говорят на разных языках.)

- Молодцы ребята! Речь – умение, способность человека говорить. А язык – это инструмент речи и в каждой стране он звучит по - разному.

- Какой язык мы будем изучать с вами на уроках русского языка? (Русский язык)

- А на уроках иностранного языка? (ответы детей)

Работа со словарными словами.

- Ребята, пока мы с вами говорили о теме урока нам пришло письмо от нашего друга кроша.

На экране появляется ребус. В нём зашифровано словарное слово ЧЕЛОВЕК

- Как вы думаете, что написал нам Крош? (Крош зашифровал слово человек.)

- Правильно ребята. Сегодня мы с вами часто употребляли это слово. Оно в русском языке является словарным. Скажите мне, где можно совершить ошибку в этом слове? (ответы детей)

- Давайте пропишем это слово одну строчку и выделим букву Е и О зеленым цветом.

Дети прописывают словарное слово человек одну строчку.

А теперь чтобы запомнить это слово пропишем несколько предложений под диктовку.

1. Он умный, красивый, воспитанный и не плохой человек.

2. Каждый человек рождается с теми или иными качествами.

3. Сколько человек поместится в этом лимузине?

Физкультминутка.

Ищет вещи Маша (поворот в одну сторону)

Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет! (руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!

Работа по теме урока.

- Ребята, как вы думаете почему нам нужно изучать русский язык? Ведь мы уже умеем на нем разговаривать. (Ответы детей)

- Давайте прочитаем высказывания о русском языке великих людей в нашем учебнике на странице 6 упражнение 1. (Дети читают высказывание К. Паустовского)

- За чем нам нужно изучать родной язык? (Родной язык нам нужен для выказывания своих мыслей, чувств, эмоций. С помощью языка мы можем называть предметы и действия.)

- А теперь прочитаем высказывание великого ученого Д. Лихачева. (один ребенок вслух зачитывает высказывание)

- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)

Работа со словарным словом.

- А сейчас давайте прочитаем текст упражнения 3 на странице 7. (один из детей зачитывает текст упражнения)

- Скажите, как люди называют человека, который употребляет в своей речи такие слова? (Вежливым и воспитанным человеком)

- Правильно. Одно из таких слов является словарным. Как вы считаете какое это слово? (ПОЖАЛУЙСТА)

- Совершенно, верно. Слово ПОЖАЛУЙСТА является в русском языке словарным словом. Скажите, где мы можем допустить ошибку в данном слове? (ответы детей)

- Запишем это слово и зеленой ручкой выделим опасные места. (дети в слове пожалуйста выделяют буквы О, Й, А)

- А сейчас мы с вами запишем все слова приветствия из упражнения 3. (Здравствуйте! Добрый день)

- Следующую группу слов мы запишем прощания. (Доброй ночи! До свидания! До встречи! Спокойной ночи! Всего хорошего! Прощайте)

- Теперь записываем слова благодарности. (Пожалуйста. Благодарю вас! Спасибо.)

- Последняя группа слов извинения. (Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста. Извините, я виноват.)

Виды речи.

- Сегодня на уроке мы с вами много говорили, слушали, читали, писали, думали. Давайте вспомним, какие виды речи мы использовали? (На уроке мы использовали устную и письменную речь, а также внутреннюю.)

- Когда мы слушаем и говорим, какую речь мы используем? (Мы используем устную речь)

- А когда мы пи пишем и читаем? (Мы используем письменную речь.)

- Когда мы думаем и размышляем используется … (Мыслительная речь)

- Молодцы!

Рефлексия.

- Как можно изменить утверждение «Только человек может разговаривать»? («Только человек владеем речью»).

- Что такое речь? (Речь — это умение разговаривать).

- Что такое язык и в чём его особенность? (Язык – это инструмент речи и народ

каждой страны имеет свой язык).

- Какие виды речи использует человек? (Речь устную, речь письменную и речь

внутреннюю).

-Какие словарные слова необходимо запомнить нам сегодня? (Слова «человек» и «пожалуйста»).

Итоги урока.

- Зачем нужно изучать язык? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли и мнение, чтобы читать книги и учиться другим наукам).

- Согласны ли вы с высказыванием великих людей о величии, могуществе и свободе русского языка? Почему? (Потому, что нет такого предмета, явления, действия или характеристики, которые невозможно было бы описать словами русского языка).

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наша речь и наш язык»
Опубликовано: 2 августа 2023 в 10:17
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД