Конспект открытого познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе «Выставка народного костюма»

Марина Банщикова
Конспект открытого познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе «Выставка народного костюма»

Конспект познавательного занятия «Выставка русского народного костюма»

Конспект разработала и провела

Воспитатель первой категории

Банщикова Марина Станиславна

Задачи: Первоначальное знакомство с традициями народной одежды. Воспитание художественного вкуса, любви к костюму русского народа.

Методические приёмы: Рассматривание иллюстраций, показ поневого и сарафанного ансамблей, летнего и мужского зимнего костюма.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня нам пришло письмо, но чтобы его прочитать мы должны разгадать тайну волшебных орешков. (воспитатель открывает орешки, а в них лежат загадки)

По дороге я шёл

Две дороги нашёл

По обоим прошёл (штаны)

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает (иголка)

Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь (веретено)

(Читают письмо, в письме приглашение на выставку)

Так если выставка открывается в первые, значит, нас приглашают на новоселье. У наших предков был такой обычай на новоселье хозяин или хозяйка втягивали в дом всех домочадцев за нить. Посмотрите у нас тоже есть волшебный клубочек. Беритесь за ниточку и с её помощью мы найдем дорогу на выставку. (Дети, держась за ниточку, идут за воспитателем) Ну вот мы и пришли. Нас уже встречает Машенька.

Давайте с ней поздороваемся. Ребята Маша говорит, что ей очень приятно видеть вас сегодня нарядными и красивыми. Она тоже в необычном наряде. Ведь сегодня у нас необычное занятие, к нам пришло очень много гостей. Все они доброжелательно настроены к вам и будут с удовольствием смотреть и слушать. А я сегодня буду вашим экскурсоводом. Посмотрите, куда это наш клубочек закатился. Что вы видите здесь (на столике лежат ножницы,иголки, нитки) Скажите ребята кому нужны эти инструменты?

Дети: портному.

Воспитатель: Ребята вы знаете раньше на Руси был такой человек, который шил одежду, её называли порты или портище. Вот от этого слова и стали назвать людей, шьющих одежду портными. В зависимости от того, что шили портные их именовали шубниками, кафтанниками и даже карманниками и рукавичниками.

Воспитатель: - А из чего шили одежду?

Ответы детей:

Воспитатель: А из чего делали ткань?

Ответы детей:

Воспитатель: А нитки из чего получались?

Ответы детей:

Воспитатель: А чтобы получить ткань, какие инструменты нужно было использовать?

Дети: веретено, кудель, ткацкий станок

Проводится игра «Заверни клубочек»

Дети идут по кругу, постепенно закручиваясь в спиральку приговаривая

Круг, кружочек

Красненький клубочек

1-2-3 разверни (имя ребёнка) ты на последних словах ребёнок раскручивает спираль.

Воспитатель Ребята чтобы одежда была красивая ткань должна, быть какой?

Дети: цветной

Воспитатель: Наши предки умели красить ткань. И использовали для этого только природные красители. Напомните мне, чем красили ткань?

Дети: шелухой луковой, листом берёзы, дуба, ягодой черники, ежевики.

Воспитатель: Посмотрите, вот чугунок стоит, что в нём? Краситель.

Понюхайте, чем он пахнет?

Дети: Луковая шелуха.

Воспитатель: Давайте опустим в краситель белые платочки, а что получится, посмотрим.

Вот из такой из такой цветной ткани получалась очень красивая одежда.

Давайте рассмотрим образцы одежды.

В те давние времена закон приписывал иметь три перемены платья.

Ветшалое платье (т. е. старое отсюда появилось слово ветошь – ветхие вещи)

Платье для работы – чистое ежедневное.

Лучшее платье праздничное,которое надевалось в особых случаях.

У мужчин и у женщин, горожан и селян независимо от достатка основной частью одежды была рубаха или сорочка. Первоначальный покрой рубахи был такой, их шили широкими и длинными, с рукавами длиннее рук, работать в таких рубахах было не возможно. Именно с этих лет берёт своё начало пословица «работать спустя рукава».

Еще одной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез был не по середине а с боку - отсюда и название косоворотка. Мужские же штаны шили всегда одинаково, они были не широки синего или чёрного цвета. Поверх рубахи в прохладное время надевали кафтан. А в зимнее время тулуп, сшитый из овечьей шкуры мехом во внутрь, на голову надевали колпак.

Давайте ребята проведём не большой мозговой штурм.

Я буду называть вам предмет, а ы мне будете говорить какая это одежда (зимняя, летняя).

У женщин ребята одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды была сорочка. Поверх неё одевали сарафан – длинную одежду без рукавов. Для большей пышности под сарафан надевали юбку. До появления юбки женщины носили поневу – это одежда типа юбки только края её не сшиты, а сверху подвязывался передник. В прохладную погоду женщины надевали полушубок. Его шили из овчины мехом внутрь, подвязывали его ярким поясом. Так же неотъемлемой частью костюма являлся платок. Одежду наши предки обязательно украшали вышивкой или тесьмой. Эти украшения считали оберегами.

Воспитатель: -Ребята, какие детали одежды украшали?

Дети: Воротник, подол, рукава. Наши предки считали, что через отверстие в одежде в человека может проникнуть злая сила.

Воспитатель: Ребята посмотрите на рисунок на полушубке, на что это похоже

Дети: солнышко

Воспитатель: Скажите, а можно изобразить солнце, не используя красок, ни ниток, ни инструментов.

Дети: Можно

Воспитатель: Давайте пригласим всех гостей и сделаем большое солнышко.

Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Это тепло наших добрых рук и душ. Мы предлагаем свои ладошки друзьям и, протягивая руки, друг другу говорим мы друзья и хотим жить в мире и дружбе. Образуйте пары.

Проводится коммуникативная игра

У меня есть нос, у тебя есть нос (дотрагиваются)

У меня гладкая, у тебя гладкая,

У меня сахарные, у тебя сахарные,

Я тебя люблю, и я тебя люблю,

Мы друзья.

Воспитатель: Как вы думаете, умные ли были наши предки сумевшие шить такую одежду. Да, не даром говорится в пословице» По одёжке встречают по уму провожают». Ребята Машенька мне говорит что она хочет услышать от вас пословицы.

Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк.

У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи.

Друг лучше старый, а платье новое.

Шуба тепла и лохмата, жить вам легко и богато.

Проводится игра «Ткачихи»

Воспитатель: Занятие наше окончено, пора нам возвращаться, беритесь за нить и скажите Машеньке до свидания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Одежда, обувь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект открытого познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе «Выставка народного костюма»
Опубликовано: 7 мая 2013 в 09:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фото отчет).
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...
Конспект занятия по ИЗО деятельности. Аппликация «Ромашка» совместная деятельность...
Конспект занятия - Декоративное рисование – «Ромашки» Программное содержание. Цель: Закреплять умение детей изображать цветок симметричного строения....