Конспект занятия «Морозный узор» для воспитанников I ступени (специальной) коррекционной школы VIII вида

надежда пермякова
Конспект занятия «Морозный узор» для воспитанников I ступени (специальной) коррекционной школы VIII вида

Составитель: воспитатель I категории Н. Н. Пермякова.

Тема: «Морозный узор»

Цель: Формирование навыков работы с красками (техника рисование свечой).

Задачи: - Познакомить с техникой рисования фотокопией. Развивать умения

и навыки детей в свободном экспериментировании с

изобразительным материалом, помочь детям освоить метод

спонтанного рисования.

- Коррекция и развитие внимания посредством наблюдения за

морозными узорами на окнах в зимнее время.

-Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Оборудование: альбомный лист; дополнительный лист, размер 1/2 А4;

кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.

Ход занятия

1. Организационная часть

Воспитатель предлагает детям загадки.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло.

(Снежинки)

Морозно в белом январе,

Деревья тонут в серебре.

Кусты, березы и осины

Украсил блеском светлый… (иней).

Случается, и с неба

Камешки летят.

Прячутся прохожие, А всего-то… (град).

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

Дети. Зимой.

Воспитатель. А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Дети. Мороз.

Воспитатель. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки, травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.

Мороз – волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал.

Д. Чуяко

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Дети. Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Дети. Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети. Нет.

Воспитатель. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».

Воспитатель. Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покройте сверху краской, понаблюдайте за проявлением невидимого рисунка.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Мнения детей.

Воспитатель. Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство — нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза.

Физминутка Заклинания Зимы (отрывок из стихотворения М. Пожарова)

Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите.

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз,

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей

Красотой своих затей:

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

Стоя в кругу,

поднять руки над головой,

плавно опустить их через стороны вниз,

Руки – перед собой,

плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

Имитировать движение рисования кистью

в произвольном направлении поочередно

правой, левой руками.

Поднять руки над головой,

плавно опустить их через стороны вниз.

Присесть, встать,

поднять руки вверх,

покружиться вокруг себя.

2. Практическая часть.

Воспитатель. Сначала внимательно рассмотрите образцы работ. Затем продумайте содержание будущего узора. Далее выполните рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок покройте поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета. Во избежание размокания листа не наносите краску многократно на одно и то же место, покрывайте лист равномерно, не оставляя пустых мест. (Оказываю индивидуальную дозированную помощь).

3. Итог занятия \Выставка работ воспитанников \.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие волшебные узоры у нас получились.

На стекле морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна…

Н. Френкель

- Как называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети. Эта техника рисования называется фотокопией.

Воспитатель. Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии?

Дети. В технике рисования свечой можно нарисовать любые предметы.

Воспитатель. Верно, ребята.

Воспитатель. Расскажите, как можно создать рисунок с помощью свечи?

Дети. 1. Продумать содержание будущего узора.

2. Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части» спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками нужного цвета, во избежание размокания листа не следует наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Воспитатель. Верно, ребята. А что вам сегодня особенно понравилось?

Дети высказывают свои мнения.

Публикации по теме:

Рисунок. Летний день.Рисунок. Летний день. Тема: "Лето". Этот рисунок нарисовала Тертова Злата Максимовна, 3 года. Рисовала с красками и печатками. Именно в этом возрасте дети.

План работы кружка «Умелые пальчики»План работы кружка «Умелые пальчики» План работы кружка «Умелые пальчики» /нетрадиционные техники рисования/ средняя группа Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия «Морозный узор» для воспитанников I ступени (специальной) коррекционной школы VIII вида
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 17:53
+58
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...