Конспект занятия НОД «Ай да валенки!»

Светлана Возилова
Конспект занятия НОД «Ай да валенки!»

Продолжение

Начало.

Воспитатель ведет беседу с детьми в двух лицах: от себя и от Машеньки – это кукла из кукольного театра, одетая на руку.

Цель: Познакомить детей с историей удивительной обуви, старой и одновременно очень современной – валенками.

Задачи:

Развивающие:

-Способствовать развитию активного внимания, творческого воображения, самостоятельности.

-Способствовать расширению кругозора

-Познакомить детей с историей возникновения и развития валенок.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Оборудование:

1. Компьютер, Флешка и проектор.

2. Кукла для кукольного театра – Машенька.

3. Кисти для рисования, краски, баночки для воды, тряпочки для рук.

Подготовительная работа:

1. Скачать мультфильм «Маша и медведь» - «Праздник на льду».

2. Сделать из плотной бумаги заготовки валенок по количеству детей.

3. Скачать песенку «Пришла зима».

4. Скачать красивую спокойную мелодию для фона во время рисования.

Ребята, сегодня мы начнем наше занятие с приятного сюрприза. Для вас новая серия мультфильма «Маша и медведь» - «Праздник на льду».

(Просмотр мультфильма)

И сегодня у нас в гостях главная героиня этого мультфильма – веселая, неугомонная, непоседливая и очень любознательная Маша.

Воспитатель надевает куклу на руку и говорит от ёе лица:

Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки.

В гости к вам спешила я, а вы рады мне, друзья?

(Дети отвечают)

А на улице мороз

Щиплет щечки, щиплет нос.

Чтобы нам не заболеть

Нужно валенки надеть.

Ребята, а у кого из вас есть валенки?

(Ответы детей)

А хотите, я вам расскажу о валенках много-много интересного?

(Ответы детей)

Воспитатель: Маша, а откуда ты знаешь про валенки, ведь ты ещё такая маленькая?

Маша:

В самом начале осени папа принёс мне валенки и сказал, что теперь я готова к зиме и мне даже самые суровые морозы не страшны. А ещё он добавил, что валенки – самая русская зимняя обувь. Мне стало интересно, почему валенки называют самой русской зимней обувью, чем эта обувь полезна для здоровья человека и как изготовляют валенки. Пошла я в гости к своему другу Мишке. Вот он мне и рассказал о валенках. А я хочу поделиться своими знаниями с вами. Чтобы вам было понятнее, мы вместе с Мишкой приготовили для вас презентацию. Давайте её вместе посмотрим и все про валенки узнаем. Согласны?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, Машенька, нам очень интересно. Ребятки, давайте послушаем, что расскажет Маша.

1 слайд – «Ай, да валенки!»

2 слайд.

Валенки – традиционная русская обувь, тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти. Есть свидетельства о том, что валенки в России появились в начале XVIII века. Валенки обычно делают из овечьей шерсти. Но есть также верблюжьи, козьи и даже собачьи валенки.

3 слайд.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Семья, имеющая хотя бы одни валенки, считалась зажиточной, носить их приходилось по старшинству.

4 - 6 слайд.

Валенки никогда не выбрасывались. Их берегли, передавали из поколения в поколение. Если валенки протирались, то их подшивали. Поэтому срок носки валенок был практически неограничен. Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег, либо даже к какой-то драгоценности.

7 слайд.

А вы знаете, что валенки – это единственная обувь сделанная из натуральных материалов, которые не истребляют природу и животных. Шерсть срезается с мирно пасущихся овец и перерабатывается, таким образом, производство валенок не нарушает естественную природу. Для изготовления одной пары валенок не самого большого размера необходимо настричь около килограмма шерсти, то есть обработать одну овцу. Так что, гуляя в валенках, мы носим на ногах по овечке, а то и по две.

8 слайд.

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки делают из нескольких видов шерсти.

9 слайд

После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню.

10 слайд.

Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины. Получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, т. е из неё пока ничего не делают.

11 -12 слайд.

Потом эта масса подается на чесальные станки.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, и получается «ватная» заготовка голенища.

13 слайд.

Эта ватная заготовка уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность и уплотняется.

14 - 16 слайд.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают».

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок», на который похожа первая заготовка, становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

17 слайд.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограммов, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать. Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов. Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые.

18 слайд.

В отделочном цехе их подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

19 -21 слайд.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Перед подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары.

Смотрите продолжение.

Публикации по теме:

Почему матрёшка так называется? Почему матрёшка так называется? Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции.

Проект «В гостях у Валенка!»Проект «В гостях у Валенка!» Конкурс"Ай,да Валенки" о котором я писала ранее был частью большого проекта "В гостях у Валенка!", которым увлекся весь коллектив нашего.

Библиотека изображений:
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия НОД «Ай да валенки!»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 20:38
+46
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...