Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Ольга Новикова
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Управление образования

Администрация Киселёвского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Конспект занятия по формированию

элементарно-математических представлений

для детей 6 - 7 лет нарушением зрения)

«Космическое путешествие»

подготовила

Зернова

Елена

Николаевна

воспитатель

2013

Цель занятия: Закрепление математических знаний и умений посредством дидактической игры.

Задачи:

Образовательная:

1. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Учить использовать цифры (0-9) для обозначения чисел до 10. Соотносить число с соответствующим количеством реальных предметов и их изображений. Называть последующие и предыдущие числа для каждого числа в пределах 10. Выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать решение с помощью разрезных цифр и знаков плюс, минус, равняется.

2. Различать и называть плоские геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, эллипс, четырёхугольник. Объёмные геометрические фигуры: куб, шар, эллипсоид, брусок, параллелепипед, цилиндр, конус. Учить расчленять и конструировать из геометрических форм различные фигуры.

3. Знакомство с монетами.

Развивающая:

1. Ориентироваться на листе бумаги, называть направление движения на схеме, рисунке.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательная:

1. Развивать желание работать в коллективе дружно, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Коррекционная:

1. Учить пониманию закрытости, зашумлённости изображения.

2. Развивать наглядно - действенного мышления.

3. Сравнивать и анализировать зрительные образы.

4. Обучать приёмам выполнения предметно- практических действий с помощью сохранённых анализаторов.

5. Создавать у детей целостное обобщение образа познаваемого пространства.

6. Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.

7. Развивать прослеживающие функции глаза.

Предварительная работа:

• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

• Просмотр иллюстраций по теме «Космос».

• Чтение с детьми Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки».

• Рассматривание альбома «Человек, Земля, Вселенная».

• Рассматривание карты звёздного неба.

• Решение занимательных логических задач.

• Разучивание стихов.

Оборудование занятия:

1. Модель ракеты из геометрических фигур.

2. Часы с ремешками разной формы.

3. Рыбки с написанными на них примерами.

4. Набор разрезных фигур.

5. Геометрическое лото.

6. Карточки с фигурами, которые пересечены (одна закрывает другую)

7. Картинки с соответствующими им цифрами.

8. Модели ракет с «заплатками».

9. Монеты и предметы с ценником.

10. Портреты марсиан.

11. Схема обратного пути.

12. Маршруты пути по звёздам на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: мы полетим на планету «Марс». Я руководитель полёта и всех вас приглашаю в отряд космонавтов. Ребята, вы хотите вступить в отряд космонавтов?

Дети: Да, мы хотим стать космонавтами.

Воспитатель: За нашим путешествием будут следить из центра управления полётом. Как быстро летит наша ракета, как дружно и правильно космонавты выполняют задания.

Воспитатель: Проверить готовность ракеты к полёту

(Дети выкладывают ракету из геометрических фигур).

Воспитатель: Из каких геометрических фигур можно составить ракету?

Дети: Начнём выкладывать ракету с квадрата, на котором есть круглый иллюминатор.

Дети: Треугольник будет верхом ракеты

Дети: Два четырёхугольника - это крылья ракеты.

Дети: А соплом ракеты будет красный четырёхугольник

Дети: Наша ракета готова к полёту.

Воспитатель: Подобрать членам команды ремешки к часам

(Дети подбирают ремешки к часам, соединяя их по методу соединения пазлов).

Дима: Я нашёл свой ремешок, он подходит к моим часам.

Костя: У меня не подходит, значит, я взял чужой. Он подходит к Юлиным часам.

Саша: Я подобрал себе ремешок и теперь могу помочь другим.

Воспитатель: Вы работали, как единая команда, помогая друг другу.

Воспитатель: В полёте нам нужно знать точное время, вылет 9 часов. Поставить стрелки на 9 часов. (Дети ставят стрелки часов на указанное время)

Воспитатель: Какое время показывают часы?

Костя: Стрелку часов я поставил на цифру 9, значит, мои часы показывают время 9 часов. Воспитатель: Перед вами карта звёздного неба. Необходимо нарисовать маршрут пути по звёздам (Дети последовательно соединяют цифры от 1 до 10, написанные на звёздах)

Воспитатель: С какой цифры начнём рисовать Дети: Надо начать с цифры 1. Дети: Цифру 1 соединить с цифрой 2, идти к цифре 3.

Юля: Соединяю цифру 3,4,5,6,7,8,9,10. Вычерчивая путь, стараюсь не задеть звёзды.

Воспитатель: Молодцы, маршрут пути готов.

Воспитатель: Космонавт должен быть умным, трудолюбивым, находчивым. Проверим ваши знания и смекалку.

Воспитатель: Сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадай кто из рыболовов самый удачливый? Реши примеры, которые написаны на рыбках. (Дети решают примеры).

Воспитатель: Предлагаю вам проверить примеры друг у друга.

Дети: Да, у всех примеров ответы верные.

Воспитатель: Всё верно. Необычная рыбалка закончилась удачно.

Воспитатель: Для того чтобы лучше рассмотреть звёздное небо, космонавтам надо иметь хорошее зрение. Предлагаю провести тренировку для глаз.

(С детьми проводится коррекционная физкультурная минутка, которая сопровождается соответствующими движениями рук и глаз при неподвижной голове

Коррекционная физкультурная минутка

«Самолёт»

Пролетает самолет, дети вращают руками перед собой взгляд С ним собрался я в полёт прямо перед собой.

Правое крыло отвёл, дети отводят правую руку в сторону, Поглядел, следят взглядом за её движением

Левое крыло отвёл, дети отводят левую руку в сторону,

Посмотрел, следят глазами за движением руки

Я мотор завожу вращение руками перед собой, взгляд

И внимательно гляжу прямо перед собой.

Поднимаясь, я лечу, дети поднимают руки вверх, глаза вверх

Опускаться не хочу. Опускают руки вниз, взгляд вниз.

Воспитатель: Предлагаю приготовиться к пуску ракеты. Начинается обратный отсчёт времени

(Дети считают хором в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск.)

Воспитатель: Ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.

Воспитатель: Наш космический корабль пролетает мимо планеты Венера, Венера очень горячая. Она посылает нам задание для членов экипажа

«Найди соседей».

(Дети, к данной им картинке с цифрой, ищут среди других цифр её соседей и ставят их на свои места).

маршрут пути?

Воспитатель: Будьте внимательны, найдите соседей той цифры, которая написана у вас на карточке. Какая у тебя цифра?

Дима: У меня на карточке цифра 3. Её соседи 2 и 4.

Юля: А у меня 6. Слева от неё будет стоять цифра 5, а справа 7

Костя: Моя цифра 5. Перед ней стоит цифра 4. После неё 6.

Воспитатель: Задание выполнено, верно.

Воспитатель: Мы подлетаем к Юпитеру. Это самая большая планета. С Юпитера на наш корабль пришло сообщение - задание:

«Найди предмет, похожий на данную геометрическую форму»,

(Дети выбирают любую геометрическую форму и находят предмет похожий на неё).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять любую геометрическую форму и среди карточек найти предмет, похожий на неё.

Костя: Я взял треугольник. На треугольник похожа пирамидка, дорожный знак, ракета, шапочка, палатка.

Соня: На прямоугольник похож альбом, тумбочка, картина, дом.

Дима: На квадрат похожа книга, экран телевизора, салфетка.

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием быстро и правильно.

Воспитатель: Через иллюминатор нашей ракеты я вижу планету Сатурн. Сатурн окружают кольца изо льда. Чтобы пролететь сквозь кольца, нужно выполнить задание:

«Раскрась пересечение фигур»

Найди их общую часть, которая принадлежит и одной и другой фигуре

(Дети садятся за столы, на которых лежат листы с пересекающимися геометрическими фигурами и выполняют задание).

Воспитатель: Какие фигуры у тебя пересекаются?

Дети: У меня пересекаются квадрат и прямоугольник.

Воспитатель: Какая фигура получилась при пересечении?

Дети: При пересечении получился маленький квадрат.

Дети: У меня пересекаются квадрат и круг, на пересечении получился треугольник.

Дети: При пересечении треугольника и круга получилось половина овала.

Дети: У меня тоже получилось половина овала при пересечении прямоугольника и круга.

Воспитатель: Задание выполнено.

Воспитатель: Мы прорвались сквозь кольца изо льда, стало ещё холоднее, мы приближаемся к планете Нептун, на которой темно и холодно. Мы удачно пролетим мимо планеты Нептун, если правильно выполним следующее задание:

«Подставь ответ»

(Соедини картинку с соответствующей цифрой).

(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки и цифры и соединяют картинки с соответствующей цифрой).

Юля: На моей картинке 4 кораблика, ищу цифру 4, соединила.

Саша: 5 слонов соединяю с цифрой 5.

Соня: На лугу пасутся 6 коров, ищу цифру 6, соединяю.

Воспитатель: Мы справились с заданием и пролетаем рядом, с какой планетой?

Дети: Мы пролетаем мимо тёмной и холодной планеты «Нептун»

Воспитатель: У нас в запасе есть несколько минут, предлагаю это время использовать для отдыха

Физкультурная минутка.

Раз, два - стоит ракета - (руки в замок над головою)

Три, четыре - самолёт - (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши,- (хлопки в ладоши)

А потом на каждый счёт

Раз, два, три, четыре - (руки подняты вверх и немного разведены).

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили. - (Ходьба на месте)

Воспитатель: Наш корабль пролетает мимо планеты «Плутон», это самая маленькая из планет. Жители Плутона сообщают, что в космосе может случиться всё, даже сломаться ракета.

Воспитатель: Ребята, вы хотите поучиться чинить ракету?

Дети: Да, нам необходимо поучиться ремонтировать ракету.

Воспитатель: Возьмите себе по ракете. Все ракеты сломаны. Чтобы отремонтировать ракету, надо поставить заплатку на дыре в ракете

«Поставь заплатку на дыру в ракете»

(Дети выбирают из множества «заплаток» одну и «чинят» свою ракету)

Воспитатель: Все ли справились с заданием?

Дети: Да, мы отремонтировали свои ракеты.

Воспитатель: На борту каждого корабля есть автоматы, в которые можно

кое - что купить. Что можно купить на борту нашего корабля? У вас есть по одной монете. Что можно купить на вашу монету?

(Ребёнок выбирает предмет, цена которого совпадает с его цифрой на монете).

Дети: На 7 рублей я могу купить бусы.

Воспитатель: Кто может купить машину?

Дети: Я могу у меня 10 рублей, столько стоит машина.

Дети: За 8 рублей можно купить красивую матрёшку.

Дети: Я покупаю шапку за 6 рублей.

Дети: А за 3 рубля можно купить воздушный шарик.

Воспитатель: Вы довольны своими покупками?

Дети: Да, очень довольны.

Воспитатель: Я вижу на экране своего пульта какие-то живые существа. Кого они вам напоминают?

Дети: Пришельцев из космоса, инопланетян, роботов.

Воспитатель: Ребята, это марсиане! А это их портреты. Из каких форм со-стоят портреты марсиан?

Дети: Круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Сфотографируйте глазами любой портрет и изображение перенесите на лист бумаги с помощью «люмографа». Эти фотографии будут подарками для марсиан.

(Дети изображают портреты марсиан на листе бумаги с помощью «люмографа»).

Воспитатель: Понравилось вам изображение марсиан?

Дети: Да, получились очень забавные фотографии.

Воспитатель: Эти фотографии будут подарками для марсиан.

Воспитатель: Наша ракета прилетела на планету «Марс». Посмотрите, какое здесь звёздное небо. Марсиане очень благодарны вам за фотографии и хотят подарить вам на память по звезде. Определите по запаху, что там находится? (Дети нюхают, высказывают свои предположения).

Дети: Я думаю там маленькая игрушка.

Дети: Мне запах напоминает жвачку.

Дети: Может там шоколадка или конфетка.

Воспитатель: Откройте звезду и узнаете, правильно ли вы отгадали.

Дети: Да, там конфета.

Воспитатель: Чтобы вернуться назад на Землю, вспомним весь путь.

(Дети вычерчивают пути по схеме с целью подведения итога.)

Воспитатель: Вспомните, с какой планеты началось наше путешествие.

Дети: Мы начали путешествовать с Венеры, она очень горячая.

Дети: Затем мы полетели на Юпитер. Это самая большая планета.

Дети: Следующим был Сатурн. Он окружён кольцами изо льда.

Дети: Потом мы полетели на планету Нептун. Эта планета очень холодная и тёмная.

Дети: Затем мы продолжали своё путешествие на самую маленькую планету – Плутон.

Дети: А завершили своё путешествие на Марсе.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Марс.

Список источников информации и иллюстраций

Литература:

1. Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение,1992.

2. Скоролупова О. А. «Покорение космоса», - М.: ООО «Издательство Скрипторий,200».

3. Сербина Е. В. «Математика для малышей» Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1992.

Иллюстрации:

1. Фотографии из личного архива автора.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений предназначен для ознакомления детей с космосом посредством дидактической.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 07:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...