Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Ольга Новикова
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Управление образования

Администрация Киселёвского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Конспект занятия по формированию

элементарно-математических представлений

для детей 6 - 7 лет нарушением зрения)

«Космическое путешествие»

подготовила

Зернова

Елена

Николаевна

воспитатель

2013

Цель занятия: Закрепление математических знаний и умений посредством дидактической игры.

Задачи:

Образовательная:

1. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Учить использовать цифры (0-9) для обозначения чисел до 10. Соотносить число с соответствующим количеством реальных предметов и их изображений. Называть последующие и предыдущие числа для каждого числа в пределах 10. Выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать решение с помощью разрезных цифр и знаков плюс, минус, равняется.

2. Различать и называть плоские геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, эллипс, четырёхугольник. Объёмные геометрические фигуры: куб, шар, эллипсоид, брусок, параллелепипед, цилиндр, конус. Учить расчленять и конструировать из геометрических форм различные фигуры.

3. Знакомство с монетами.

Развивающая:

1. Ориентироваться на листе бумаги, называть направление движения на схеме, рисунке.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательная:

1. Развивать желание работать в коллективе дружно, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Коррекционная:

1. Учить пониманию закрытости, зашумлённости изображения.

2. Развивать наглядно - действенного мышления.

3. Сравнивать и анализировать зрительные образы.

4. Обучать приёмам выполнения предметно- практических действий с помощью сохранённых анализаторов.

5. Создавать у детей целостное обобщение образа познаваемого пространства.

6. Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.

7. Развивать прослеживающие функции глаза.

Предварительная работа:

• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

• Просмотр иллюстраций по теме «Космос».

• Чтение с детьми Е. П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки».

• Рассматривание альбома «Человек, Земля, Вселенная».

• Рассматривание карты звёздного неба.

• Решение занимательных логических задач.

• Разучивание стихов.

Оборудование занятия:

1. Модель ракеты из геометрических фигур.

2. Часы с ремешками разной формы.

3. Рыбки с написанными на них примерами.

4. Набор разрезных фигур.

5. Геометрическое лото.

6. Карточки с фигурами, которые пересечены (одна закрывает другую)

7. Картинки с соответствующими им цифрами.

8. Модели ракет с «заплатками».

9. Монеты и предметы с ценником.

10. Портреты марсиан.

11. Схема обратного пути.

12. Маршруты пути по звёздам на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: мы полетим на планету «Марс». Я руководитель полёта и всех вас приглашаю в отряд космонавтов. Ребята, вы хотите вступить в отряд космонавтов?

Дети: Да, мы хотим стать космонавтами.

Воспитатель: За нашим путешествием будут следить из центра управления полётом. Как быстро летит наша ракета, как дружно и правильно космонавты выполняют задания.

Воспитатель: Проверить готовность ракеты к полёту

(Дети выкладывают ракету из геометрических фигур).

Воспитатель: Из каких геометрических фигур можно составить ракету?

Дети: Начнём выкладывать ракету с квадрата, на котором есть круглый иллюминатор.

Дети: Треугольник будет верхом ракеты

Дети: Два четырёхугольника - это крылья ракеты.

Дети: А соплом ракеты будет красный четырёхугольник

Дети: Наша ракета готова к полёту.

Воспитатель: Подобрать членам команды ремешки к часам

(Дети подбирают ремешки к часам, соединяя их по методу соединения пазлов).

Дима: Я нашёл свой ремешок, он подходит к моим часам.

Костя: У меня не подходит, значит, я взял чужой. Он подходит к Юлиным часам.

Саша: Я подобрал себе ремешок и теперь могу помочь другим.

Воспитатель: Вы работали, как единая команда, помогая друг другу.

Воспитатель: В полёте нам нужно знать точное время, вылет 9 часов. Поставить стрелки на 9 часов. (Дети ставят стрелки часов на указанное время)

Воспитатель: Какое время показывают часы?

Костя: Стрелку часов я поставил на цифру 9, значит, мои часы показывают время 9 часов. Воспитатель: Перед вами карта звёздного неба. Необходимо нарисовать маршрут пути по звёздам (Дети последовательно соединяют цифры от 1 до 10, написанные на звёздах)

Воспитатель: С какой цифры начнём рисовать Дети: Надо начать с цифры 1. Дети: Цифру 1 соединить с цифрой 2, идти к цифре 3.

Юля: Соединяю цифру 3,4,5,6,7,8,9,10. Вычерчивая путь, стараюсь не задеть звёзды.

Воспитатель: Молодцы, маршрут пути готов.

Воспитатель: Космонавт должен быть умным, трудолюбивым, находчивым. Проверим ваши знания и смекалку.

Воспитатель: Сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадай кто из рыболовов самый удачливый? Реши примеры, которые написаны на рыбках. (Дети решают примеры).

Воспитатель: Предлагаю вам проверить примеры друг у друга.

Дети: Да, у всех примеров ответы верные.

Воспитатель: Всё верно. Необычная рыбалка закончилась удачно.

Воспитатель: Для того чтобы лучше рассмотреть звёздное небо, космонавтам надо иметь хорошее зрение. Предлагаю провести тренировку для глаз.

(С детьми проводится коррекционная физкультурная минутка, которая сопровождается соответствующими движениями рук и глаз при неподвижной голове

Коррекционная физкультурная минутка

«Самолёт»

Пролетает самолет, дети вращают руками перед собой взгляд С ним собрался я в полёт прямо перед собой.

Правое крыло отвёл, дети отводят правую руку в сторону, Поглядел, следят взглядом за её движением

Левое крыло отвёл, дети отводят левую руку в сторону,

Посмотрел, следят глазами за движением руки

Я мотор завожу вращение руками перед собой, взгляд

И внимательно гляжу прямо перед собой.

Поднимаясь, я лечу, дети поднимают руки вверх, глаза вверх

Опускаться не хочу. Опускают руки вниз, взгляд вниз.

Воспитатель: Предлагаю приготовиться к пуску ракеты. Начинается обратный отсчёт времени

(Дети считают хором в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск.)

Воспитатель: Ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.

Воспитатель: Наш космический корабль пролетает мимо планеты Венера, Венера очень горячая. Она посылает нам задание для членов экипажа

«Найди соседей».

(Дети, к данной им картинке с цифрой, ищут среди других цифр её соседей и ставят их на свои места).

маршрут пути?

Воспитатель: Будьте внимательны, найдите соседей той цифры, которая написана у вас на карточке. Какая у тебя цифра?

Дима: У меня на карточке цифра 3. Её соседи 2 и 4.

Юля: А у меня 6. Слева от неё будет стоять цифра 5, а справа 7

Костя: Моя цифра 5. Перед ней стоит цифра 4. После неё 6.

Воспитатель: Задание выполнено, верно.

Воспитатель: Мы подлетаем к Юпитеру. Это самая большая планета. С Юпитера на наш корабль пришло сообщение - задание:

«Найди предмет, похожий на данную геометрическую форму»,

(Дети выбирают любую геометрическую форму и находят предмет похожий на неё).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам взять любую геометрическую форму и среди карточек найти предмет, похожий на неё.

Костя: Я взял треугольник. На треугольник похожа пирамидка, дорожный знак, ракета, шапочка, палатка.

Соня: На прямоугольник похож альбом, тумбочка, картина, дом.

Дима: На квадрат похожа книга, экран телевизора, салфетка.

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием быстро и правильно.

Воспитатель: Через иллюминатор нашей ракеты я вижу планету Сатурн. Сатурн окружают кольца изо льда. Чтобы пролететь сквозь кольца, нужно выполнить задание:

«Раскрась пересечение фигур»

Найди их общую часть, которая принадлежит и одной и другой фигуре

(Дети садятся за столы, на которых лежат листы с пересекающимися геометрическими фигурами и выполняют задание).

Воспитатель: Какие фигуры у тебя пересекаются?

Дети: У меня пересекаются квадрат и прямоугольник.

Воспитатель: Какая фигура получилась при пересечении?

Дети: При пересечении получился маленький квадрат.

Дети: У меня пересекаются квадрат и круг, на пересечении получился треугольник.

Дети: При пересечении треугольника и круга получилось половина овала.

Дети: У меня тоже получилось половина овала при пересечении прямоугольника и круга.

Воспитатель: Задание выполнено.

Воспитатель: Мы прорвались сквозь кольца изо льда, стало ещё холоднее, мы приближаемся к планете Нептун, на которой темно и холодно. Мы удачно пролетим мимо планеты Нептун, если правильно выполним следующее задание:

«Подставь ответ»

(Соедини картинку с соответствующей цифрой).

(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки и цифры и соединяют картинки с соответствующей цифрой).

Юля: На моей картинке 4 кораблика, ищу цифру 4, соединила.

Саша: 5 слонов соединяю с цифрой 5.

Соня: На лугу пасутся 6 коров, ищу цифру 6, соединяю.

Воспитатель: Мы справились с заданием и пролетаем рядом, с какой планетой?

Дети: Мы пролетаем мимо тёмной и холодной планеты «Нептун»

Воспитатель: У нас в запасе есть несколько минут, предлагаю это время использовать для отдыха

Физкультурная минутка.

Раз, два - стоит ракета - (руки в замок над головою)

Три, четыре - самолёт - (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши,- (хлопки в ладоши)

А потом на каждый счёт

Раз, два, три, четыре - (руки подняты вверх и немного разведены).

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили. - (Ходьба на месте)

Воспитатель: Наш корабль пролетает мимо планеты «Плутон», это самая маленькая из планет. Жители Плутона сообщают, что в космосе может случиться всё, даже сломаться ракета.

Воспитатель: Ребята, вы хотите поучиться чинить ракету?

Дети: Да, нам необходимо поучиться ремонтировать ракету.

Воспитатель: Возьмите себе по ракете. Все ракеты сломаны. Чтобы отремонтировать ракету, надо поставить заплатку на дыре в ракете

«Поставь заплатку на дыру в ракете»

(Дети выбирают из множества «заплаток» одну и «чинят» свою ракету)

Воспитатель: Все ли справились с заданием?

Дети: Да, мы отремонтировали свои ракеты.

Воспитатель: На борту каждого корабля есть автоматы, в которые можно

кое - что купить. Что можно купить на борту нашего корабля? У вас есть по одной монете. Что можно купить на вашу монету?

(Ребёнок выбирает предмет, цена которого совпадает с его цифрой на монете).

Дети: На 7 рублей я могу купить бусы.

Воспитатель: Кто может купить машину?

Дети: Я могу у меня 10 рублей, столько стоит машина.

Дети: За 8 рублей можно купить красивую матрёшку.

Дети: Я покупаю шапку за 6 рублей.

Дети: А за 3 рубля можно купить воздушный шарик.

Воспитатель: Вы довольны своими покупками?

Дети: Да, очень довольны.

Воспитатель: Я вижу на экране своего пульта какие-то живые существа. Кого они вам напоминают?

Дети: Пришельцев из космоса, инопланетян, роботов.

Воспитатель: Ребята, это марсиане! А это их портреты. Из каких форм со-стоят портреты марсиан?

Дети: Круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Сфотографируйте глазами любой портрет и изображение перенесите на лист бумаги с помощью «люмографа». Эти фотографии будут подарками для марсиан.

(Дети изображают портреты марсиан на листе бумаги с помощью «люмографа»).

Воспитатель: Понравилось вам изображение марсиан?

Дети: Да, получились очень забавные фотографии.

Воспитатель: Эти фотографии будут подарками для марсиан.

Воспитатель: Наша ракета прилетела на планету «Марс». Посмотрите, какое здесь звёздное небо. Марсиане очень благодарны вам за фотографии и хотят подарить вам на память по звезде. Определите по запаху, что там находится? (Дети нюхают, высказывают свои предположения).

Дети: Я думаю там маленькая игрушка.

Дети: Мне запах напоминает жвачку.

Дети: Может там шоколадка или конфетка.

Воспитатель: Откройте звезду и узнаете, правильно ли вы отгадали.

Дети: Да, там конфета.

Воспитатель: Чтобы вернуться назад на Землю, вспомним весь путь.

(Дети вычерчивают пути по схеме с целью подведения итога.)

Воспитатель: Вспомните, с какой планеты началось наше путешествие.

Дети: Мы начали путешествовать с Венеры, она очень горячая.

Дети: Затем мы полетели на Юпитер. Это самая большая планета.

Дети: Следующим был Сатурн. Он окружён кольцами изо льда.

Дети: Потом мы полетели на планету Нептун. Эта планета очень холодная и тёмная.

Дети: Затем мы продолжали своё путешествие на самую маленькую планету – Плутон.

Дети: А завершили своё путешествие на Марсе.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Марс.

Список источников информации и иллюстраций

Литература:

1. Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение,1992.

2. Скоролупова О. А. «Покорение космоса», - М.: ООО «Издательство Скрипторий,200».

3. Сербина Е. В. «Математика для малышей» Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1992.

Иллюстрации:

1. Фотографии из личного архива автора.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений предназначен для ознакомления детей с космосом посредством дидактической.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения «Космическое путешествие»
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 07:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...