МААМ-картинки

Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта» (5 фото)

Светлана Бурмистрова
Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Сердобск, Пензенская область.

Конспект занятия по истории и культуре родного края.

Тема : «Комната русского быта».

Воспитатель высшей квалификационной категории - Бурмистрова Светлана Викторовна

Февраль 2017г. г. Сердобск.

Цель:

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей:

Познание:

- Активизировать познавательную деятельность;

Публикация «Конспект занятия по истории и культуре родного края „Комната русского быта“» размещена в разделах

- расширять творческое воображение и творческое мышление;

- расширять представления детей о быте русского народа в старину,

- вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

Коммуникация:

- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству:

пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

- Вовлекать детей в народные игры с прибаутками, пословицами и поговорками;

Социализация:

- Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- Создать веселое настроение с помощью игры «жмурки», словесной игры;

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Чтение художественной литературы:

- Формировать эмоционально-образное восприятие сказки; отгадывание загадок;

- Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора.

Художественное творчество:

- Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

- Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

Музыка:

- Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре, в танце-хороводе;

- Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения).

Предварительная работа:

- экскурсия в городской музей русского быта;

- чтение загадок, пословиц, поговорок о предметах русского быта;

- просмотр презентаций «Крестьянская утварь и посуда», «Красный угол», «Народный костюм»,«Русский быт в прошлые времена».

Ход:

Детей встречает воспитатель, одетая в русский народный костюм. Мальчики – гости в народных рубашках- косоворотках, с кушаком, в шароварах, девочки в русских сарафанах, с лентой на голове.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! «Гость на гость - хозяину радость!». Просим в избу. «Красному гостю - красное место». Проходите, дорогие гости, садитесь на скамьи дубовые, будьте, как дома.

- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

- Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка —деревенская кормилица.

- Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька, для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. «Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись». Какие же предметы еще находились в русской избе? «Хватит, молча гостевать - пора загадки отгадать». Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай из блюдечка с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».(девочки поют, а одна из них сидит за прялкой с веретеном и «прядет»пряжу)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мыс вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Мальчики садятся на скамью нога на ногу и играют на ложках под музыку «Ах, вы сени, мои сени». Девочки танцуют.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Хозяйка:

- Дети, а вы обратили внимание, что я вас встречала с хлебом и солью, а лежал он на полотенце, вышитом по краям. Это полотенце назвалось - рушником. Оказывается, издавна, полотенцу отводилась особая роль.

Конечно, полотенце всегда выполняло свои прямые обязанности для вытирания рук, посуды, но при этом играло важную роль, обрядовую, т. е. использовали в различных обрядах. Считалось, что узоры, вышитые по краям полотенца, обладают благотворной силой. Вышивка на полотенце

представляет собой геометрический или растительный орнамент. На юге России, где тепло, рукодельницы использовали растительный орнамент, с фигурами людей и птиц. А на севере – это просто замысловатые узоры.

- А теперь поговорим о хлебе. «Квашни не замесишь - и хлеба не поешь.

Тесто на хлеб – «квашню», ставили в теплое место на печи, покрывали рушником и оно «подходило»- поднималось и становилось пышным и мягким. А, вы хотите попробовать испечь что-нибудь из теста? (Ответы детей).

А вот и тесто наше «Подошло». (Дети подходят к столу, где на досках, на каждого ребенка, лежит тесто, скатанное в шарик, покрытое салфеткой).

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

А теперь нам нужно

Вылепить дружно

Пирожки, баранки

Булочки, да пряники.

Практическая часть.

Хозяйка:

- Мы с вами сегодня, будем как настоящие хозяева в доме.

Испечем для чая угощение. Нужно взять кусочек теста, помять его в ладошках и сделать что- то на ваше усмотрение.

Звучит русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей».

Дети раскатывают тесто на доске, в руках и делают угощение.

Хозяйка:

- Вот и готово наше угощение сейчас мы поставим наши изделия в

печь. А пока они пекутся, поиграем в русскую народную игру «Жмурки».

Хозяйка:

- А теперь, гости дорогие, прошу за стол.

«Не красна изба углами, а красна пирогами!»- говорится в пословице.

Угощайтесь пирогами да чаем из настоящего самовара. «Выпей чайку-забудешь тоску».

Дети пьют чай.

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу. Жду вас, еще в

гости. Расскажу вам еще много интересного.

Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
Фото «Комната русского быта»
Конспект занятия по истории и культуре родного края - фото
Фото №1 Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида г Фото №2 Сердобск Пензенская область
Публикации по теме:

«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей Путешествие по истории родного края. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для.

«Югорская палитра». Дополнительная программа по приобщению детей 5–7 лет к изобразительному искусству и культуре родного края ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Старшие дошкольники обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, - это.

Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» для детей средней.

Игра–викторина «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Игра – викторина для педагогов ДОУ «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Старший воспитатель:.

Консультация для воспитателей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» ЭКСКУРСИЯ - СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ МБДОУ Д/С 13 старший воспитатель С. В. Агасарян Мы, педагоги, готовим такую.

Конспект занятия по истории родного края Цель: Воспитание у детей любви к родному краю, желание лучше узнать его историю. Познакомить с профессиями: шахтер, кузнец. Воспитывать.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Проектная деятельность «Приобщение детей с ОВР к культуре родного края. М. П. Мусоргский-великий русский композитор» «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…» М. П.

Программа по изучению истории родного края для детей 10–16 лет «Наследие» Образовательная программа «Наследие» разработана для детей 10-16 лет. Данная программа создана в связи с модернизацией системы образования,.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 11:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД