Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.

Ольга Скобелева
Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.

Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.

Тема: фразеологизмы.

Задачи:

1. Продолжить знакомство детей с фразеологическими оборотами. Их происхождением и значением.

2. Обогащать словарный запас детей.

3. Воспитывать интерес к богатому русскому языку.

Воспитатель: Дети. Незнайка прислал намписьмо, в которой он пишет:

«Ребята, я вчера читал стихотворение в своей любимой книжке и не смог понять значения выражений. Помогите разобраться. Жду ответа. Ваш незнайка. (Стихотворение прилагается):

В: Ребята, послушайте стихотворение, которое читал Незнайка:

Чтоб увидеть эту птицу,

Нужно ехать за границу.

Но сегодня Пеликан

Сам приплыл из дальних стран

Пеликан разинул рот:

- Из-под ног уходит плот!

Я – знаток морской науки,

Взять себя обязан в руки!

- Плот пожалуй не спасти

Ты, приятель, не грусти.

Не останешься в беде,

Ни в лесу, ни на воде.

- Я – бывалый капитан! –

Восклицает Пеликан –

И не то со мной бывало,

Но не бросил я штурвала.

Попадая в передряги,

Не терял своей отваги.

Даже, глядя на акул,

Не кричал я «Караул».

В: Дети, как вы думаете: какие выражения не смог понять Незнайка? (ответы детей)

В: Правильно. «Разинув рот» - ничего не понимая, удивиться, прийти в изумление. Этот фразеологизм мы уже записали с вами в наш альбом «Фразеологизмов». Но вы не заметили еще одно интересное выражение: «Взять себя в руки». Ребята, почему Незнайка не смог понять это выражение? (ответы). Да, правильно. Это выражение тоже является фразеологизмом. Кто знает, что оно обозначает и как появилось в нашем богатом русском языке? (слушает варианты детей)

В: Показывает картинку с изображением данного фразеологизма.

А вы знаете, что существует множество фразеологизмов со словом «Рука»? В русском языке слово «рука» входит в состав 200 фразеологизмов. Это связано с тем, что еще с древнейших времен «рука» была орудием труда человека, средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь» прежде всего, как то, что находится в руках. В дальнейшем это проявилось в выражениях связанных со значением «иметь»: брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпуская из рук и т. п Еще в середине 19 века одно из значений слова «рука» символизировала власть. Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней. Выражение «Держать себя в руках» - это не значит, что взять себя руками, а означает сохранять самообладание, сдерживать себя от проявления волнения и гнева - подчинять их своей воле. Владеть собой. Такие фразы делают нашу речь образной и красивой.

В: Давайте сейчас отдохнем, а затем попробуем составить предложения с фразеологизмом «Держать себя в руках»

Физкультминутка:

Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

Появился самолет («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда-сюда (наклоны влево-вправо)

Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два (прыжки на месте)

Опустили руки вниз (опустили руки)

И на место все садись (сели на места)

В: А теперь ребята, попробуйте составить предложения с этим фразеологическим оборотом. И напишем их Незнайке в письме, чтобы ему было все понятно. (Держать себя в руках, что бы не случилось. Командир корабля всегда держит себя в руках и т. д)

В: Какие вы молодцы! У меня к вам предложение: давайте нарисуем рисунки к выражению.

Рисуют рисунки; пишут письмо; заносят новый фразеологизм в альбом.

Публикации по теме:

Мои статьи Мои статьи на сайте maam.ru 1. Дуб мудрости. Занятие по нравственному воспитанию. 2. Конспект занятия "Наш хлеб" в старшей группе 3. Проект.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Автор публикации:
Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.
Опубликовано: 10 ноября 2012 в 08:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по аппликации. Открытка «Голубь Мира»
Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги, трафарет изображения земного шара, распечатка изображения голубя, простой карандаш,...
Литературный вечер «Серебряный век»
Доброго дня, друзья! Прочитав пост Светланы Большаковой о литературной гостиной, сразу вспомнила, что и у нас в семье тоже есть традиция проводить...
Мастер-класс «Божья коровка»
Мастер-класс "Божья коровка" из цветной бумаги. Вот и пришла долгожданная весна и вместе с ней пробудилась ото сна вся природа. Появились первые...
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Дидактическая игра «Придумай и расскажи сказку или историю» — мастер-класс.
Всем известно, что ничто так не развивает речь, как составление рассказа или сказки по картинке. Дошколята любят фантазировать и придумывать свои сказки и...