Получи документы

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Олешка» по мотивам дымковской игрушки.

Анна Ивановна Нечаева
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Олешка» по мотивам дымковской игрушки.

Конспект занятия по лепке в старшей группе.

Тема: «Олешка» по мотивам дымковской игрушки.

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.

Задачи:

- Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.

- Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему „Олешка“ по мотивам дымковской игрушки,» размещена в разделах

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Материалы и атрибуты. Дымковские игрушки, панно «Зима», технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение. Музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен: «Ой, мороз, мороз», «Барыня».

Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, доски, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

На доске декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идет дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковер. У ковра – столик для настольного представления.

Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.

Ход занятия.

Приветствие.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока – белобока по лесу летала,

По веткам скакала, Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

(Показывает детям письмо).

От кого оно?

(Открывает конверт).

«Здравствуйте, ребятки, -

Ульянки и Ванятки,

Полины, Саши, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Лепить и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

Игрушка из Дымково».

Беседа с детьми. Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов).

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром – самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер).

-Вы готовы? Ковер взлетает.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами,

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию).

Рассказ педагога. Звучит тихо мелодия на народную тему.

Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.

Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.

1 ребенок:

Ели спят у большака

В инее седом

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

2 ребенок:

Голубые дали, и село большое

«Дымково» прозвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

3 ребенок:

Все игрушки непростые:

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

4 ребенок:

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Чтение стихотворений. Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети).

Читают дети:

1. За студеною водицей

Собирается девица,

Как лебедушка плывет,

Ведра полные несет.

2. В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьет.

Молодца домой везет.

3. Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и петухи.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень!

5. Козлик-свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

6. Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Нашу Таню не буди.

Музыкально – пантомимическая игра.

Педагог: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки.

Обсуждение способов лепки.

Педагог: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

-Из чего делают дымковские игрушки?

-Какие еще нужны материалы?

-какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.

Педагог:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают). Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить.

Стоит на стройных ножках –

Вся краса в рожках.

Правильно, это олешек.

Обратите внимание на схему!

(на плакате – образцы и приемы лепки).

Педагог:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Физкультминутка.

Педагог:

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо – мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи,

(машут указательным пальцем)

А в печи игрушки!

(руки вперед).

-Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.

Самостоятельная работа.

-А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Индивидуальная работа. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Итог занятия.

Анализ работ. Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.

Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

-все ли игрушки ладные?

-Чья работа больше всех нравится? Почему?

-Какая игрушка самая аккуратная?

-Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорее на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.

Раз, два, три!

Лети!

-Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Мы закончим свой рассказ.

Звучит русская народная мелодия «Барыня».

Педагог:

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по лепке (старшая группа) 05.09.13 Грибы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и.

Конспект НОД в старшей группе «Край родной и любимый» Конспект НОД в старшей группе по теме: «Край родной и любимый» Автор: Полуэктова Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Олешка» по мотивам дымковской игрушки.
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 22:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД