МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе «Царица Чутаранга» (3 фото)

Анастасия Балякина
Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе «Царица Чутаранга»

Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ, повторение ходов шахматных фигур.

Задачи:

Обучающие : повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.

Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.

Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе „Царица Чутаранга“» размещена в разделах

Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.

Задачи по ФГОС:

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.

Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.

Обучающие : повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.

Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом. фигуры, набор шапочек для инсценирования сказки на шахматную тематику

Ход НОД:

В. : - Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Наши гости хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.

Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания. В. : - Сегодня наше занятие решила посетить еще одна интересная и необычная гостья, это царица всех интересных настольных игр.

У нее необычное имя, которое нужно разгадать.

(читаем имя по слайду)

В. : - Имя у нее непростое. Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части. Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.

В. : - Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить. А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.

Готовы начать?

Д. : - Да!

Итак, обратите внимание на доску и назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).

Здесь дано задание.

1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)

- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)

- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)

- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)

- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)

- Сколько белых полей? (32)

- Сколько черных полей? (32)

В. : - В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,

Вправо-влево - … (горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

Следующее задание Чатуранги мы узнаем если найдем лишнюю фигуру: Фигуру которая отличается от всех остальных? (желтый круг)

В. : - Здесь спрятана Игра «Волшебный мешочек». Необходимо достать из мешочка фигуру и назвать ее цвет и как она называется.

Следующая фигура, под которым спрятано задание: красная, но не квадрат. (красный треугольник).

В. : - Ребята, сейчас Артем раздаст вам шахматные доски, на которых мы будем расставлять парад шахматных фигур, а Виталий и Семен поработают у доски.

3. " Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур).

Доскажи словечко.

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают … (ладьи)

Рядом с ладьями … (кони) видны.

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)

Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.

- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.

-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.

Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!

-Ход начинают белые фигуры.

-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)

-Как они движутся по шахматной доске?

(Конь - прыг-скок и вбок)

В. : - Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.

У этой фигуры все стороны равны. (квадрат)

Царица Чутаранга предлагает нам сыграть в метод-репку из шахматных фигур, а то мы заседелись на занятии

Инсценирование сказки «Репка» с помощью шахматных фигур

Чутаранга : Как одним словом можно назвать все фигуры на доске? Выберите меньшую по размеру. (прямоугольник)

Игра "Чьи следы" (работа на доске)

Показ ходов фигур, по котором дети определяют название самой фигуры

-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.

Один в поле не воин.

В. :- Что она означает?

Д. : Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.

Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть-

Сильным шахматистом можно стать.

- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание, внимание на уроке. Царица Чутаранга очень обрадовалась вашим знаниям и приподнесла сладкие подарки.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе «Царица Чутаранга»
Фото «Царица Чутаранга»
Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе - фото
Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению игре в баскетбол Конспект занятия по обучению игре в баскетбол в подготовительной группе. Задачи:1. Совершенствовать технику передачи, бросков мяча; 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы»Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы» Задачи: Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению игре в шахматы в старшей группе «Царица Чутаранга»
Опубликовано: 9 сентября 2023 в 15:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД