Папки-передвижки

Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе

Мария Дмитриева
Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе

Цель: знакомство с первоцветами

Задачи:

-Углубить и расширить знания ребят о первоцветах, об их значении в природе.

- воспитывать бережное отношение к природе родного края, особенно к тем растениям, которые нуждаются в защите.

- развивать творчество, умение работать с текстом, выделять главное, умение задавать вопросы, умение работать в группе.

Оборудование и материалы: набор наглядностей о первоцветах

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Первоцветы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Николаевна, и сегодня я проведу у вас занятие по окружающему миру.

Оно посвящается самому чудесному и нежному созданию природы. А что же это? Или же кто это? Послушайте, какие слова написал о нем великий сказочник Х. К. Андерсен. Я вам прочитаю отрывок из его рассказа, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь догадаться, о чем рассказ

«Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

- Прекрасный цветок! Как ты зелен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несешь в города и селенья весть о теплом лете» - пели солнечные лучи. Весь снег растает, улетят холодные ветры, все зазеленеет. Но ты у нас самый первый, такой нежный, такой прозрачный!».

-Какое же чудо природы описывается в этом рассказе?

-А почему его можно назвать чудом?

-Кто видел подснежники?

-Какие еще цветы появляются рано весной?

-А можно ли их назвать подснежниками?

-Ребята, все цветы, которые появляются рано весной, называют подснежниками или первоцветами. Сегодня на уроке мы будем говорить о них.

Мать – и – мачеха.

Мать- и – мачеха дарит нам самые первые весенние цветы. Выглянет солнце- раскрываются ярко – желтые кружочки- соцветия, точно вспыхивают золотистые огоньки. Мать-и-мачеха во время цветения напоминает одуванчик. А отличить их очень легко: на стебельке мать-и-мачехи растут буроватые чешуйки, а у одуванчика их нет, стебелек совершенно голый.

У мать-и-мачехи особый, необычный «график развития». Жизнь растения весной начинается прямо с цветения, а листья появляются значительно позднее. Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу- мягкие и теплые. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной, стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения и название такое – мать-и-мачеха.

Мать-и-мачеха – ценное лекарственное растение. Цветы и листья употребляют при простуде, заболеваниях легких, язвенной болезни. При головной боли прикладывают к голове листья верхней «холодной» стороной. Кашицу из свежих, чистых, измельченных листьев кладут на раны, язвы, фурункулы.

Медуница неясная.

Медуница – название цветка происходит от слова «мед», потому что в ее цветках много сладкого сока- нектара.

Медуницу в народе называют цветок-колдунья, цветок-букетик. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Поначалу цветки – розовые. Потом они становятся пурпурными, затем фиолетовыми. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном и том же стебельке цветы сразу четырех оттенков. Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых- опылителей: пчел, бабочек, шмелей.

Медуница растет в дубравах и рощах.

Издавна применяется в народной медицине. Богата витамином С. Нежная, вкусная зелень медуницы употребляется в пищу, оказывает благотворное действие на организм. Кисловатые молодые листочки, лепестки цветков, побеги и очищенные стебли приятны на вкус. Ранней весной их используют в пищу для приготовления витаминных салатов, окрошки, супов.

Медуница широко применяется при простудных заболеваниях,

Хохлатка Галлера.

Хохлатка – многолетнее растение с утолщенными корнями. Листья рассеченные, очередные. Известно около 100 видов.

Хохлатка Галлера – маленькое растение с сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Цветки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро, через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и высыпятся на землю черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи.

Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год.

Растение лекарственное.

Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих надземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. Конечно, от прорастания семени до образования взрослого, способного цвести растения проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Ветреница лютиковая.

Ветреница лютиковая – небольшое травянистое растение, интересное по особенностям своего развития.

Когда ранней весной, через неделю- другую после схода снега, приходишь в лес, это растение уже цветет. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминающие цветки лютика. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. В это время в лесу много света, почти как на открытом месте.

После того как деревья оделись листвой, и в лесу стало темно, развитие ветреницы заканчивается. Она начинает желтеть, стебель с листьями вянет и полегает на землю. Только в почве сохраняется живое корневище, которое на следующую весну дает начало новому побегу с листьями и с цветком. Корневище ветреницы располагается горизонтально в самом верхнем слое почвы, прямо под опавшей листвой. Если разломить такое корневище, видно, что оно внутри белое и крахмалистое, как клубень картофеля. Здесь хранятся запасы питательных веществ – того самого «строительного материала», который необходим для быстрого роста надземного побега в весеннее время.

Интересно, ребята, слушать вам о подснежниках? Что вы из рассказа узнали нового? А теперь давайте подумаем

Что будет на земле, если исчезнут все первоцветы?

( Ожидаемые ответы: не будет красоты, пчелам не будет нектара в голодное для них время, не будет какого-то лекарства)

А как мы можем помочь первоцветам?

( Ожидаемые ответы: не рвать цветы на букеты, не топтать места, где растут первоцветы, не вырывать с корнем лекарственные первоцветы

Публикации по теме:

«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Тема: «Экологические пирамиды» Цель: знакомство с понятием «экологическая.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Одежда» в подготовительной группе Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Область: Познавательное развитие (Ребенок и окружающий мир) «Чудесные превращения.

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Программное содержание: - Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование у.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Осень. Деревья осенью» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью». Цель: формирование у детей представлений.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Цель: Формировать.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Здоровым быть — себя любить» Цель: Формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные – Формировать у детей необходимость заботиться о своем.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Мир вещей и предметов вокруг нас» Цели: - закреплять знания о назначении предметов, названий материалов, из которых они сделаны. - расширять представления об истории создания.

Конспект занятия-эксперимента по окружающему миру в подготовительной группе «Мы исследователи. Свойства воздуха» Мы исследователи» конспект занятия в подготовительной группе Занятие-эксперимент "Мы исследователи" Цель:Познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группеКонспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группе окружающий мир «Свойства снега и льда» в подготовительной группе Ход занятия: Что же такое снег? Лед? Как вы думаете? Из чего состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 марта 2019 в 20:20
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД