Лучший педагог года

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»

Елена Люстик
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»

Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие вещества проникают в почву и как долго она остается эксперемента показать способ очистки почвы; воспитывать бережное отношение к природе; обогащать словарный запас детей (глинистая, песчаная).

Ход занятия:

-Сугодня утром, придя в детский сад, я обнаружила красивый мешочек. Но что в нем, я так и не посмотрела. Как вы думаете, что там может быть (предположения детей)

Предлагаю детям определить на ощупь.

Публикация «Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе „Почва“» размещена в разделах

-Давайте проверим, кто из вас оказался прав. (дети смотрят, что инутри мешочка)

-Что же это? (Земля.)

-А что такое земля,из чего она состоит (ответы детей)

-Хотите побольше узнать о земле? Тогда, я предлагаю вам побыть учеными. А вы знаете, кто такие ученые, чем они занимаются (Люди, которые что-то изучают, делают различные опыты, что-то изобретают.)

-Я вам тоже предлагаю побыть учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в нашу лабораторию.

Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит чистый лист бумаги, комочек земли, лупа.

-Осторожно потрогайте комочек земли.

-Какая земля в комочке (ответы детей)

-Посмотрите на комочек земли через увеличительное стекло.

-Скажите, что вы там увидели?

-Осторожно раскрошите комочек земли на листе бумаги. Посмотрите на него через лупу. Что спряталось внутри комочка? (Палочки, песок камушки.)

Дети делают вывод о том, из чего же состоит земля.

Верхний слой земли называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такая почва называется песчаная. А в другой больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)

-Давайте посмотрим почву в разрезе. Показ плаката.

-Она похожа на слоеный пирог. Посмотрите на верхний слой земли. Какого он цвета (Коричневого.) Почему? Как вы думаете, что это (Земля.)

-Какого цвета следующий слой (Желтого.) Что это? (Песок.)

-Назовите следующий слой и его цвет. (Вода. Обозначается голубым цветом.) Как называется вода, которая течет под землей (Подземные воды.)

-Далее идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Рыжим, оранжевым.)

- Мы рассмотрели все слои почвы, но подробнее остановимся на верхнем слое. Напомните мне, как называется верхний слой почвы?

-Ребята, а как вы думаете, могут ли в земле существовать живые организмы?

- А что необходимо для жизни живых организмов (Вода и воздух.)

-Как же живут под землей живые существа? Разве в земле есть воздух и вода (Высказывания детей)

-Давайте проверим ваши ответы эксперементально.

Опыт 1. «Есть ли в земле воздух?»

-Как вы думаете, что произойдет, если мы комочек земли опустим в воду?

-Возьмите комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в емкость с водой. Что наблюдаете (Из комочка появляются пузырьки.)

-А что это за пузырьки? (Это воздух.)

- Откуда он появился?

-Какой вывод можно сделать? (Внутри комочков земли был воздух.)

-Как мы об этом узнали? (Когда мы опустили комочек земли в воду, она вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

-Мы только что убедились, что земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

-Давайте проверим на опыте.

Опыт 2. «Есть ли в земле вода?»

-В чистую сухую кастрюльку я положила что? (Комочек земли.)

-Ставлю кастрюльку с землей на огонь. Что происходит с почвой (Она нагревается.)

-Давайте подержим над кастрюлькой чистое сухое стеклышко.

-Что произошло со стеклышком? (Оно запотело.)

-Подержим еще немного. Что появилось на стеклышке? (Капельки воды.)

-Откуда появилась вода? (Испарилась из почвы.)

-Кто же оказался прав, те кто говорили, что вода есть или те, кто говорили,что воды в почве нет?

-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода и воздух, которые необходимы для жизни живых организмов.)

-А какие живые организмы живут в почве (Кроты, жуки, червяки)Показываю иллюстрации.

-Сейчас в детский сад позвонил крот и сообщил, что когда рыл норку очень сильно поранил лапку. Как вы думаете, почему это случилось (Потому что в земле был мусор.)

-А как в земле оказался мусор?

-Что надо делать, чтобы сохранить почву чистой?

-А что делать, если почва уже загрязнена?

Опыт 3. «Очистка почвы»

-Беру прозрачный контейнер. Что в нем (Песок.)

-На него сверху кладу губки. Губки- это верхний слой. Песо- это внутренний.

-Ваня, набери в пипетку несколько капель краски и капни ее на губки. Представьте, что в почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком. Посмотрите, капли краски хорошо видны? (Нет.)

-Кажется, что их совсем нет, и лежат они никому не мешая. Но пошел дождь. (Дети из леек поливают на губки.)

-Что происходит (Пятна исчезли.)

-Очистилась ли почва? Почему?

-Исчезло ли пятно?

-Давайте с помощью шприца откачаем воду из песка.

-Какого цвета вода? Почему?

-Что произошло с ядовитым веществом? (Оно просочилось внутрь почвы.)

-Посмотрим, что же будет происходить дальше. (Дети поливают из леечек)

-Давайте снова откачаем воду из песка. Что мы наблюдаем (Вода стала чище.)

-Опять пошел дождь. (Дети поливают песок до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой.)

-Вот сколько необходимо дождей, чтобы почва очистилась.

-Ребята, о земле говорят, что она наша кормилица.

-Как понимаете эту пословицу (На ней растут разные растения, которые нас кормят. Поэтому землю необходимо беречь

-Что нового вы узнали о почве в нашей лаборатории? Понравилось быть учеными?

-А теперь, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю посмотреть сказку «Как медведь пень потерял.» (Показ сказки на фланелеграфе, беседа по содержанию.)

-

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.

Конспект опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Как мы играем с песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 66» Конспект опытно-исследовательской.

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Воздух — это интересно» «Воздух - это интересно» Цели: Образовательные: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Конспект занятия по НОД «Познание» "Волшебница вода" Подготовительная группа Программное содержание: Закрепить знания о разных состояниях.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Цель: использовать полученные знания и умения при организации своей деятельности по изготовлению фильтров для воды. Способствовать развитию.

Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир магнитов» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнит».

НОД по развитию познавательно — исследовательской деятельности тема: «Овощи. Посадка лука» в старшей группе. (Спиридонова В. Н.) Тема: «Овощи. Посадка лука» Программное содержание: Познавательное развитие - Расширять представление о том, что овощи.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.

Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
Опубликовано: 22 декабря 2015 в 02:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД