Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе

Лосева Светлана
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе.

Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с картиной И, И, Левитана „Золотая осень“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель занятия : Познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана развивать, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с творчеством И. Левитана.

2. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

3. Учить видеть в живописи средства выразительности цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.

Развивающие:

1. Развивать художественное восприятие и воображение.

2. Развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление; развивать связную речь, обогащать речь образными выражениями (золотая осень, синеющая речка, золотистая листва и т. д.)

Воспитательные:

Воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, осенних картин; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.

Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана; музыка П. И. Чайковского «Времена года»; смайлики (грустные и веселые)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, становитесь в полукруг и послушайте пожалуйста какое красивое стихотворение написала С. Ю. Подшибякина «Осень начинается».

Мы по улицам идём –

Под ногами лужицы.

А над нашей головой

Все листочки кружатся.

Сразу видно на дворе:

Осень начинается,

Ведь рябинки там и тут

Красные качаются. (Слайд №1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости решил прийти Карандаш (Слайд) он будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия и поэтому будьте внимательны.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом унылом и в то же время прекрасном времени года о «Золотой осени». За окном осень, а как же называются осенние месяцы?

Дети: (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.)

Воспитатель: Посмотрите, а Карандаш оценил ваши ответы (Слайд) вот таким букетом из роз он будет вас оценивать. А, что же происходят в природе осенью?

Дети: (опадают листья, улетают птицы в теплые края, дни становятся холодными, животные готовятся к зимней спячке, льют холодные дожди; люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод и пр.) (Слайд)

Воспитатель: А Карандаш снова оценил ваши ответы. Чтобы почувствовать осеннее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «Лист» (Слайд)

Дети: листок, листочек, листопад, лиственный, листва, листик, лиственница. (Слайд)

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста, карандаш вас оценил, Молодцы!

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Жил когда-то, больше ста лет назад, такой художник. И не просто художник, а великий художник. Великий потому, что прошло уже столько времени, а люди до сих пор помнят и любят его искусство. Исаак Ильич Левитан он очень любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе посмотрите вот некоторые из них это «Тишина» и «Берёзовая роща». (Слайд)

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, не забывайте об осанке. Сегодня мы с вами познакомимся еще с картиной Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». (Слайд). Посмотрите пожалуйста внимательно на картину, как вы думаете, о чем она?

Дети: о природе, деревьях.

Беседа по произведению.

Воспитатель: Я предлагаю полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Осень». (Дети слушают музыку).

Воспитатель: Как вы думаете, подходит ли музыка к этой картине?

Дети: Я думаю, что подходит, она печальная, грустная.

Воспитатель: А какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.

Дети: Чувство тоски по теплым летним денькам.

Воспитатель: Как же вас оценил Карандаш, смотрим на экран. А какие характерные особенности золотой осени передает художник?

Дети: Деревья пожелтели, от листьев как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не вид им.

Дети: Трава на лугах желто-зеленая.

Дети: Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная.

Воспитатель: Карандаш покажи нам, как ты оценил ответы? Здорово!

Воспитатель: Как вы уже заметили особенно красиво на картине изображены деревья, листья, от них как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. Отдельных листьев не видно, но, кажется, если подует ветерок, то полетят они корабликами на увядающую траву, на холодную кажущиеся бездонную воду реки. Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. Мы видим в воде отражение прибрежных трав; небо, отражаясь в воде, делает воду более светлой.

Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз : «Осенний лес".

Вот стоит осенний лес! (круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа - дуб, (движения глазами влево - вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)

Глазки ты закрой-открой (движения глазами по тексту)

И скорей бегом домой!

Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, что художник

изобразил на картине близко к нам, на переднем плане.

Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель: Что это за деревья

Дети: Деревья называются березками.

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Березки тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.)

Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите.

Дети: Видна группа березок.

Воспитатель: Такую группу называют «Березовая роща». А листочки на этих березках видны.

Дети: Нет

Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник, нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А какого цвета трава на лугах?

Дети: Трава зеленого цвета.

Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель: А речка какого цвета?

Дети: Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета.

Воспитатель: А вдали она какая.

Дети: Беловато- голубая.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что туда падают солнечные лучи.

Воспитатель: Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше – теплых красок или холодных.

Дети: На картине больше теплых цветов.

Воспитатель: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?

Дети: Голубое, с легкими белыми облачками.

Воспитатель: А есть ли на картине солнышко?

Дети: Да

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На картине видны тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом.

Воспитатель: Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Воспитатель: И Карандаш готов оценить ваши ответы, смотрим на экран. (Слайд)

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Я приглашаю вас пройти со мной на ковёр.

Физкультминутка «Листики».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Воспитатель: Я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит спокойная музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине…

Дети: На моей картине на переднем плане изображена освещенная поляна с высокими стволами деревьев, солнечный свет заливает всю поляну. По центру картины протекает ручей. А на заднем плане темнеют силуэты кустарников.

3. Итог занятия.

Воспитатель: А тебе Карандаш понравились, как сегодня активно работали ребята? (Слайд № 8)

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за помощь. Было ли вам интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?

Дети: Физминутка; Гимнастика для глаз и т. д

Воспитатель: Прикрепите свои кружки весёлому смайлику, если занятие понравилось или грустному – если не понравилось.

Предложить детям на предстоящем занятии по рисованию нарисовать осенний пейзаж.

Публикации по теме:

Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая» Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления.

Конспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группыКонспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группы Задачи: Познакомить с произведением живописи Исаака Левитана "Золотая осень", расширять представления об осенних изменениях в природе,.

Конспект занятия по лепке и ознакомлению с картиной Кончаловского П. П. «Сирень в корзине» в младшей группеКонспект занятия по лепке и ознакомлению с картиной Кончаловского П. П. «Сирень в корзине» в младшей группе Цельпознакомить детей с натюрмортом Кончаловского П. П. "Сирень в корзине"Задачивызвать у детей интерес к узнанным в изображении знакомым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 12:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД