Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»

оксана высоких
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»

Цели и задачи:

• уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

- формировать навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;

- развивать связную речь; побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Весна“» размещена в разделах

Оздоровительные приемы:

-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Оборудование: ТСО презентация, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Воспитатель: к нам сегодня пришел «волшебник», который умеет дарить тепло и ласку. Послушайте и догадайтесь:

Утром ранним,

Кто-то странный,

Заглянул ко мне в окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно. (на экране появляется солнышко)

Это солнце заглянуло.

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

В: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

В: А вот о чём мы будем говорить на сегодня вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник зацветет.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

( дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

В: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова.

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

Дети просят весну принести : хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. 9Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

В: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, полным ответом: Это весна, потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. и т. д.).

В: Молодцы, вы правильно подобрали слова. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года» - я буду бросать вам мяч и называть признаки, а вы называете время года.

В: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение ласковыми лучами солнышка.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Еще иногда идет снег. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

- Какое весной солнышко? (дети подбирают признаки)

2. Упражнение на дыхание

Скажите, а какое весной небо? (дети подбирают признаки). Предлагаю подуть на облака, выполнить упражнение на дыхание:

Я подую высоко, (дуют поднявшись на носочки)

Я подую низко. (приседают на корточки)

Я подую далеко, (наклоняются вперед)

Я подую близко. (дуют на себя)

(выставляется картинка неба)

3. В: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза).

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, на экране появляется картинка, на ней изображена весенняя поляна.

Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Посмотрите, здесь уже тает снег, появились проталинки.

В: Что еще вы видите? (деревья).

В: Вот клен предлагает вам поиграть

4. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

В: Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

- Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Какие первоцветы вы видите?

Дети: Подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, и т. д.

Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

Дыхательное упражнение «Цветочек»

Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

В: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, назовите их. Посмотрите, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(воспитатель обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

(включается музыка «Голоса птиц»)

В: Ребята, вы слышите? Мы на полянке не одни. Кто это? Как вы думаете, почему они поют так весело и звонко? А какие птицы прилетают к нам весной?

Предлагаю провести артикуляционную гимнастику «Птички»

Выглянуло солнышко – Улыбка

Прилетела стая птичек, села на дорожку – Лопатка

Почистить перышки – Чистим верхние и нижние зубки

Почистить клювики – Улыбка-Трубочка

Стали птички перелетать с веточки на веточку – Качели

Строят гнездышки – Блинчик

Скоро появятся в гнездышках птенчики.

(на экране появляется план – схема «Составление описательного рассказа о весне (в картинках).

В: Посмотрите, на картинки. Весна предлагает составить о ней рассказ. Я начну рассказ о весне, а вы продолжите.

Пришла весна. (дети продолжаю составлять рассказ по цепочке полными предложениями).

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Сейчас я проверю как вы запомнили то, о чем мы разговаривали на занятии.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

В: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

( Воспитатель: просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход

В: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (воспитатель раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха и т. д. Дети их раскрашивают).

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дружба крепкая» сентябрь НОД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»
Опубликовано: 26 марта 2015 в 16:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД