Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Мой край»: «Сайгак — Степная антилопа».

Ванькаева Наталия
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Мой край»: «Сайгак — Степная антилопа».

МБДОУ «Детский сад «Алтн Булг» п. Цаган Аман, Юстинский район. Республика Калмыкия

Открытое занятие в старшей группе. Ознакомление с окружающим миром. Воспитатель: Ванькаева Наталия Борисовна.

«Сайгак – Степная антилопа»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Цели: обобщить знания детей по теме «Сайгак»; парнокопытное, травоядное животное, обитающее в наших степях; углубить знания детей о среде обитания, особенностях калмыцкой популяции этих животных; рассказать о работе проводимой в республике по охране природы, о помощи человека диким животным.

Планируемые результаты: дети могут поддержать беседу о диких животных сопровождая эмоциональной речью, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Предварительная работа: беседы о природе родного края; рассматривание альбома дикие животные в нашей степи, разучивание разминки.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением сайгака; набор рисованных животных, игрушек; книги о сайгаках выпущенные Калмыцким книжным издательством.

Фонограмма: П. Чонкушов «Степь».

Содержание организационной деятельности детей

1. Организационный момент.

Звучит музыка Петра Чонкушова «Степь». Как вы думаете ребята о чем эта музыка?

Какая она наша степь?

Почему мы ее любим? (мы здесь живем, это наша Родина)

Загадка

С ветром мчусь я наравне,

По родной стороне.

Пронесусь я без оглядки,

Пахнет воздух пылью сладкой. (Сайгак)

2. Беседа о животном.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением сайгака.

Сайгак – это парнокопытное, травоядное животное. Приспособленное к быстрому бегу и к питанию жесткой травянистой пищей. Обычно стадное животное или живущее небольшими группами. Постоянных укрытий и убежищ не имеет. Совершают сезонные или нерегулярные кочевки, иногда на значительные расстояния.

Детеныши обычно рождаются физически крепкими и вскоре после рождения способны бегать. На новорожденных изредка нападают: степной орел, беркут, иногда лисица.

Сайгак – животное не очень крупных размеров. Длина тела до 140 см., высота в холке до 80 см. Нос сильно вздут, подвижен и свисает над нижней губой. Ноздри округлены, близко расположены друг к другу, направлены вниз. Уши и хвост короткие. Задние копыта меньше передних. Глаза большие. Рога лировидной формы, светло-воскового цвета с темными кончиками. Рога образуют кольцевые валики и бывают только у самцов.

Питаются сайгаки жесткими травами: ковыль, пырей, полынь, лишайники; весной – это тюльпаны и другие степные цветы.

Сайгак имеет очень хорошее зрение и обоняние, а слух развит плохо.

Еще сайгаков называют Сайга или Степная антилопа.

Сайгаки очень быстро бегают. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые и неутомимые ноги спасают сайгаков от врагов и даже от плохой погоды. Они заранее могут предчувствовать буран, пургу, сильный ливень и быстро перебежать в другие места за сто и более километров. Они могут даже предупреждать друг друга об опасности: при неожиданной встрече с человеком сайгаки фыркают и иногда стучат копытом.

Сайгак являлся промысловым животным, дают ценное диетическое мясо. Из шкур изготавливается хром, замша, а рога идут на изготовление сувениров и фармацевтической промышленности.

3. Игра «Кто, где живет?»

Цель: расположить отгадки (картинки, в природных зонах проживания: степь, лес, Африканские тропики.

Воспитатель: перед нами три природные зоны (плакаты) степь, лес, Африка. Животным нужна ваша помощь ребята, помогите им попасть в свою среду обитания.

Загадки

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится. (Заяц)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (Жираф)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б ни плыл ему навстречу

Всех проглотит … (Крокодил)

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке золотой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Рыжая птичница в курятник пришла

Всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Разминка «Веселые сайгачата»

Сейчас мы превращаемся в сайгачат, выполним разминку.

Встанем, глубоко вздохнем.

Мы немного отдохнем.

Руки в стороны, вперед, (Дети выполняют движения.)

Сайга мама всех зовет:

- Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой.

(бег на месте)

- Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!

(Плавное разведение рук в стороны, вперед, достаем до пола руками.)

- Сейчас повертим головой, не притаился ль, хищник злой?

(Повороты головы в стороны.)

Сайгачонок, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Капытцем левым постучи,

Капытцем правым.

Добежишь домой ты браво.

(Дети хором произносят слова, выполняя под них движения.)

4. Экология

Ребята, я предлагаю прослушать стихотворение «Сайгаки», которое написал наш земляк поэт Григорий Кукарека, а вы задумайтесь над его содержанием.

Своей извечною тропой

Сайгаки шли на водопой.

И взбрыкивали малыши

В прохладе заревой тиши.

Серебряные ковыли

Им кланялися до земли.

Взлетело стадо на курган,

За ним, внизу, блеснул лиман.

Запахло глиной и рапой,

Озерной солью молодой.

Бежать бы сайгам и бежать,

По ходу солнышка кружа,

Когда б не встретился канал,

Который степь перерезал,

Когда б не рев грузовика-

Донесся он издалека.

И сайги страх переборов,

Все кинулись в глубокий ров.

И, осыпая голыши,

За ними следом малыши.

Осклизлый берег не давал

Подняться на высокий вал.

Как дети, жалобно крича,

Погибли сотни сайгачат.

…Своей извечною тропой

Сайгаки шли на водопой.

Бежать бы век им по траве –

Канал построил человек…

Обсуждение стихотворения.

1. О чем это стихотворение?

2. Что случилось с беззащитными животными?

3. Кто виноват в их гибели?

Раньше в Калмыкии серьезным врагом сайгака был волк, но в настоящее время браконьерство. Кто такие браконьеры? В последнее время большое влияние на численность сайгака оказывает хозяйственная деятельность человека (строительство каналов, дорог, водопроводов сельскохозяйственная деятельность).

В Калмыкии планируют расширить заповедник для сайгаков

В Калмыкии планируют расширить границы заповедника для сайгаков, а также организовать специальный отряд по охране сайгаков, обитающих в Калмыкии и Астраханской области, Такое решение было принято накануне.

Один миллион рублей выделят для сохранения российских сайгаков

. для питания сайгаков, придется везти сено в Калмыкию из других регионов. В настоящее время в России сайгаки обитают только в степях Астраханской области и Калмыкии..

Сайгаки вымирают из-за суровой зимы и браконьеров

Что должны делать взрослые для охраны сайгаков? (Создавать заповедники, заказники.

Усилить борьбу с браконьерством, восстанавливать численность этих животных)

Как вы можете помочь этим животным? (Рассказывать взрослым о проблеме диких животных; просить аккуратно ездить по степным дорогам; рисовать этих животных)

Экзамен – Викторина

Вопросы записаны на листочках

1. Какое животное самое быстрое у нас в степи? (Сайгак)

2. Какая птица является олицетворением мужества? (Орел)

3. Как еще по-другому называют сайгаков? (Сайга, Степная антилопа)

4. Чем отличается самки сайгаков от самцов? (Самки безроги)

5. Какое животное в первый день весны вылезает из своей норки? (Суслик)

Розыгрыш «Внимательные дети»

Воспитатель: Поиграем?

Дети: Поиграем!

Воститатель: Я вам буду сообщать что-то, а вы говорите: «И мы». Я пойду в степь.

Дети: И мы!

Воспитатель: Я нарву полыни.

Дети: И мы!

Воспитатель: Я отнесу полынь сайгачатам.

Дети: И мы!

Воспитатель: Они будут есть траву.

Дети: И мы!

Игра «Кто быстрее соберет сайгака».

Дети делятся на 2 команды: преподаватель раздает 2 конверта, в которых находятся пазлы с изображением сайгака. Команда ребят, которая быстрее соберет изображение сайгака, становится победителем.

Книжная выставка

Ребята обратите внимание на книги которые выставлены в нашем книжном уголке. В них написано все о сайгаках. «Кто много читает, тот много знает». Вы скоро пойдете в школу и обязательно прочтете эти книги.

Рефлексия

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что…» (Ответы детей)

Воспитатель:

-Природа – наш чудесный дом!

- Пусть всем уютно будет в нём!

- Пусть чистыми будут степь, река!

- По синему небу плывут облака!

- Сайгаки гуляют,

- Лебедь машет крылом:

- Берегите природу- это наш дом!

Литература

1. Фотоальбом «На просторах Калмыкии» - Элиста, 1987

2. Близнюк А. И. «Животный мир Калмыкии. Млекопитающие» - Элиста, 1980

3. Близнюк А. И. Охотничьи и редкие звери и птицы Калмыкии. – Элиста, 2004

4. Близнюк А. И. Сайгак Калмыцкой популяции. – Элиста, 2010

5. Калмыкия глазами детей. Альбом. – Элиста, 2003

6. Горобец Ж. В. преподаватель МОУДОД «ЯДМШ» РК

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Мы с моей коллегой подготовили и провели интегрированное занятие в старшей группе по теме: "Первоцветы". Занятие получилось очень интересным.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Мой край»: «Сайгак — Степная антилопа».
Опубликовано: 31 января 2013 в 21:54
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...