Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экологическая пирамида»

Регина Хузина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экологическая пирамида»

Программное содержание.

Воспитывать в детях способность понять природу, любить и беречь ее.

Развивать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы, умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями и повышением температуры воздуха. Совершенствовать экологические знания. Закрепить умение различать деревья по их листве: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать.

Познакомить детей с экологической пирамидой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.

Материал к занятию: мультимедийный экран, знаки «Правила поведения в лесу»; предметные картинки: солнце, растения, насекомые, птицы, деревья, изображение леса; ваза с веточками с деревьев из смешанного леса, комнатные растения.

Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, художественное слово, игра, решение проблемных ситуаций.

Словарная работа: сообщество, экологическая пирамида.

Предварительная работа: экскурсия на гору, беседа о правилах поведения в лесу, заучивание стихотворений о природе, рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Организационный момент: дети сидят полукругом, перед детьми мультимедийный экран. На отдельных столах приготовлен материал для организации самостоятельной работы детей.

Ход занятия.

Воспитатель. (Читает стихотворение)

Ещё в домах пылают печки

И поздно солнышко встаёт

Ещё у нас по нашей речке

Спокойно ходят через лёд;

Ещё к сараю за дровами

Не проберёшься напрямик

И в садике под деревами

С метлою дремлет снеговик;

Ещё мы все тепло одеты -

В фуфайки, в ватные штаны.

А всё-таки весны приметы

Во всём, во всём уже видны.

И в том, как крыши потеплели

И как у солнца на виду

Капели, падая, запели,

Захлопотали, как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,

А валенки водой полны.

И ветер нежный и протяжный

Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке

Про солнце, про его красу.

И все весёлые веснушки

Уселись на одном носу. "

Воспитатель. Ребята, о чем написано это прекрасное стихотворение?

Дети. О весне.

Воспитатель. Правильно, о весне. Оно так и называется "Весна". А написала это стихотворение Елена Александровна Благинина. Ребята, как выдумаете, а до нас весна дошла? (Ответы детей). Какое время сейчас у нас на дворе?

Воспитатель. Правильно, ребята, конец февраля, на улице уже видны признаки ранней весны. Какие приметы ранней весны вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель. (Обобщаю ответы детей). Да, действительно, ребята, весной солнце светит ярче, греет теплее, снег становится другим: темнеет, тает, становится рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче, небо чаще бывает синее, кучевые облака, можно услышать капель, увидеть проталины.

Воспитатель. Ребята, некоторые явления природы мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Посмотрите, что изменилось? Что мы заметили? (дети подходят к уголку природы)

Дети. Растения лучше растут, расцвела герань, листва ярко зеленого цвета.

Воспитатель. Умницы! Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Дети. Потому что не хватает солнца, воды, тепла.

Воспитатель. Да, ребята, молодцы, вы правильно ответили. Самое главное - на улице не хватает сейчас тепла, поэтому все еще лежит снег.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру "Угадай-ка!", для того чтобы проверить как вы знаете названия растений в уголке природы. На экране появится растение, а вы должны будете назвать его и сказать есть ли это растение в нашем уголке природы? Если вы ответите правильно, то на экране растение зацветет, а если ответите не правильно, то оно завянет. (На экране появляются поочерёдно фотографии комнатных растений)

Воспитатель. Прекрасно! Вы отлично запомнили и хорошо знаете названия всех комнатных растений в природном уголке. Ребята, а как мы ухаживаем за ними?

Дети. Поливаем, рыхлим, рассаживаем, поворачиваем горшочки, опрыскиваем, протираем листочки.

Воспитатель. А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Дети. Все завянет и погибнет.

Воспитатель. К сожалению, это так. Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить и ухаживать за собой. Мы растим их и обязательно должны заботиться о них, ухаживать за ними. А в природе дождь, солнце, ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими "детьми" - животными и растениями, и дает им свет, тепло, воду.

Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышой крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Он большой, густой, зеленый

Представляет целый дом.

В нем найдут приют и птицы

Зайки, волки и лисицы.

Воспитатель. Что это?

Дети. Лес.

Воспитатель. Ребята, а почему вы так решили? (Ответы детей)

Воспитатель. Да, ребята, лес - это не только много деревьев, это и кусты, и трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Ребята, растения и животные, которые живут вместе и нужны друг другу, называется сообщество. (Дети повторяют).

Воспитатель. Мы с вами также знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. Посмотрите на экран (анимационное изображение леса).

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру "С какого дерева листок?" У меня на вазах веточки с листочками деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку, затем отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растет. (Воспитатель контролирует, как дети выполняют задание).

Воспитатель. Умницы! Вы хорошо, а самое главное, правильно справились с этим заданием. Заодно отдохнули и закрепили ваши знания.

Воспитатель. А теперь давайте заглянем с вами в лес. Но прежде вспомним правила поведения в лесу. (Показываю на экране знаки и предлагаю их объяснить). Если вы правильно объясните все знаки, то на экране появится изображение леса.

(Дети объясняют значение каждого знака. На экране появляется изображение леса).

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились. А теперь посмотрите на экран. (Рассматриваем изображение леса). На первый взгляд лес кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов, которые чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой экологической пирамиды, посмотрим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Дети. Без света, тепла.

Воспитатель. Хорошо. А что нам дает тепло, свет?

Дети. Солнце.

Воспитатель. Да, солнце - основа жизни. Поэтому, в основу пирамиды мы поставим солнце. Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

(Ответы детей)

Воспитатель. Да, ребята, для роста и жизни растений нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставим почву). И уже тогда вырастет растительный мир (ставим деревья). Но растениям трудно размножаться, им некому опылять и невесело в лесу. Так кого же не хватает еще?

Дети. Насекомых.

Воспитатель. Правильно. Давайте заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставим насекомых).

(Звучит аудиозапись "Пение птиц")

Воспитатель. Вы слышите, в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети. Птицы.

Воспитатель. Молодцы, как же лес без птиц! (ставим карточку с изображением птиц). Ведь птицы это не только пернатые друзья, а и лесные лекари.

Воспитатель. Вот мы и составили с вами экологическую пирамиду, давайте вместе скажем экологическая пирамида (повторяем вместе с детьми, это многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселять. Проверим это?

Дети. Да.

Воспитатель. Попробуем убрать солнце (убираю) - пирамида рушится, значит, солнце нельзя убирать ни в коем случае. Ребята, скажите, а что будет, если убрать верхний этаж, т. е. птиц?

(Ответы детей)

Воспитатель. Да, ребята, разведется много насекомых, которые съедят растения. А если убрать насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, тогда некому будет опылять растения. Скажите, а если убрать растения?

(Ответы детей)

Воспитатель. Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет. Хотим мы этого, ребята?

Дети. Нет.

Воспитатель. Правильно. А что нам надо сделать, чтобы катастрофы не было?

Дети. Оставить пирамиду жизни правильной, такой, какая она сейчас. Беречь, природу, любить её.

Воспитатель. Молодцы! И никогда ничего не будем разрушать в ней. Ребята, запомните, в природе все взаимосвязано, одно без другого в природе существовать не может. Давайте постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Воспитатель Ребята, на этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Проверочные тесты для подготовки к школе. Проверочные тесты для подготовки к школе Симонова А. Ю., учитель-логопед, МБДОУ № 20 «Светлячок», г. Салехард Уважаемые родители!.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Головоломки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экологическая пирамида»
Опубликовано: 7 мая 2013 в 22:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...