Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

Ирина Пушкарь
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

Цель занятия: развивать познавательную активность и систематизировать знания о среде обитания животных, рыб и птиц.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о среде обитания и условиях жизни животных, рыб и птиц.

2. Расширять знания детей о животном мире родного края, об особенностях и повадках животных степи (ёж и др.).

3. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах.

4. Развивать мыслительную активность детей, развивать познавательные интересы, установление причинно-следственных связей.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, игровой, словесный.

Словарная работа: фауна, климат, перелётные, зимующие, речные, морские.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц и рыб.

2. Беседы о природе и животных родного края.

3. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация).

4. Чтение художественной литературы.

5. Использование игр о животных: «Разрезные картинки», «Дикие животные» и др.

Оборудование и оснащение: мультимедийное оборудование, слайды с изображением степи, реки, неба; шапочка машиниста поезда, билеты с изображением геометрических фигур, аудиозапись песни «Голубой вагон», фонограмма звуков: пение птиц, плеск воды, плакат, оборудование для апплицирования.

Ход занятия

Слайд №1

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Воспитатель: Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне.

Слайд №2

Воспитатель: Фауна – это богиня, покровительница всех животных, рыб и птиц. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда.

Детям предлагаются заранее разложенные карточки с геометрическими фигурами и головным убором машиниста. Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. У детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь.

Слайд №3

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».

Воспитатель: Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся

Слайд №4

Звучит фонограмма «пение птиц».

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете, какая это природная зона?

Дети: Это степь.

Слайд №5

Воспитатель:

- Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь- полей раздолье

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это…

Дети: Степь.

Воспитатель: Степь- это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. Как вы думаете, а в какой природной зоне находится наш горд Сальск?

Дети: В степи.

Слайд №6

Звучит фонограмма «пение птиц»

Воспитатель: Ой, ребята смотрите, птицы пролетели. Посмотрите, конверт какой-то упал. (Слайд №6) А, что же в нём мы сейчас посмотрим. (Слайд №7) Здесь загадки. Давайте, я вам прочитаю загадки, а если вы их отгадаете правильно то на экране появится картинка.

Отгадывание загадок.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

(Слайд №8)

Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Слайд №9)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

(Слайд №10)

Сердитый недотрога, живёт в глуши степной.

Иголок много, а нитки ни одной. (Ёжик)

(Слайд№11)

Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет этих животных?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А где же они живут?

Дети: В степи.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют дикими животными?

Дети: Потому что они сами заботятся о себе, добывают пищу.

Воспитатель: Да, ребята, в степи живут дикие животные, они приспособились к условиям степи, к нашему климату. (Слайд №12) Лисы роют себе норы, защищающие их от непогоды и врагов. (Слайд №13) Волки завладевают жилищами других животных. (Слайд №14) Лишь заяц живёт на свежем воздухе, в траве. (Слайд№15) А ёжик всю зиму спит в тёплом гнёздышке-норке устланном травой и листьями. С приходом весны ёжик просыпается. А знаете, что ежи любят кушать?

Дети: Яблоки, грибы.

Воспитатель: Ёж ест всё, что попадётся: ягоды, груши, корешки, червяков. С наступлением темноты ёж выползает из норы и ищет себе пищу. У него чуткий нос и уши. Он различает многие цвета. А остальные звери видят только чёрный и белый цвета.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, «Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно. (Слайды №17 - №24)

У волка – лисята. Они живут в логове.

У лисы- волчата. Они живут в норе.

У ежа – зайчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут в логове.

Дети исправляют, и говорят правильно: У волка – волчата, они живут в логове; и т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).

Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.

Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.

На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд-назад

Слева – зайка, справа – мишка Поворачивают голову

Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк – Делают повороты головой

Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают

запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. Разводят руки в стороны

Воспитатель: Вот и хорошо немного отдохнули.

Садимся в вагон и отправляемся дальше.

(Слайд №25)

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист.

(Слайд №26)

Звучит фонограмма звука «плеск воды»

(слайд с изображением реки.)

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Река.

Воспитатель: Кто живет в воде?

Дети: Рыбы.

(Слайд №27)

Воспитатель: Смешались речные и морские рыбы. Нужно речных рыб поселить в реку, а морских – в море.

(Слайд №28)

Воспитатель: Щука – речная или морская рыба? (Появляется изображение щуки. (Поочерёдно появляется изображение рыб: карась, сом, окунь, дельфин, акула, кит. Слайды № 29- №32).

(Слайд №33)

Воспитатель: Что нужно обитателям воды для жизни?

Дети: Вода, кислород.

Воспитатель: Как же они живу в воде, как они дышат?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у всех рыб есть жабры, с помощью которых они дышат. Так они приспособились к условиям жизни в водоёмах.

(Слайд №34)

Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.

(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)

Воспитатель: Давайте посмотрим, а, это что за остановка?

(Слайд №35)

Воспитатель:Что здесь изображено?

Дети: Небо.

Воспитатель: Кто обитает в небе?

(Слайд №36)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?

Дети: Птицы летают в небе, а животные ходят по земле. У них есть крылья, перья, клюв, две лапки.

Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому?

Дети: Пернатые.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?

Дети: Перелетные.

(Слайд№37

Воспитатель: Назовите перелётных птиц.

(Появляются слайды с изображением птиц: скворец, кукушка, ласточка, грач.)

Дети называют птиц.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому что они не могут добывать пищу зимой.

Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

(Слайд №38)

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

(Появляются слайды с изображением птиц: сорока, воробей, синица, голубь.)

Воспитатель: Чем питаются птицы?

Дети: Семенами деревьев.

Воспитатель: Да, ребята, среда обитания птиц – это небо. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.

(Слайд №39)

Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.

(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)

(Слайд № 40)

Воспитатель: Следующая остановка «Путаница»

Животные, птицы и рыбы перепутали свою среду обитания. Надо им помочь и поселить там где они обитают. Для этого надо взять по одной картинке и приклеить на своё место.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ну вот теперь все на своих местах. Ребята, что нового вы узнали сегодня.

Ответы детей.

Воспитатель: А нам пора возвращаться из путешествия. Садитесь в поезд, следующая остановка группа «Звёздочки».

(Слайд №41)

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»

Прикреплённые файлы:

puteshestvie-v-mir-zhivoi-prirody_ac1gv.pptx | 7824,19 Кб | Скачан: 125
 
Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Кто где живет?»Авторская дидактическая игра «Кто где живет?» Уважаемые,коллеги!Предлагаю игру для детей 3-5 лет. Мои малыши с удовольствием любят закручивать пробки. Для детей с нарушением зрения игра.

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 22:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Старица в книгу мастеров по сказке «Кружева» (мастер класс)
Совсем недавно наша сказочница опубликовала свою новую сказку о кружевнице Галинке, и у меня сразу в голове сложился образ новой странички для текстильной...
НОД по рисованию «Расцвели красивые цветы» средняя группа
Задачи: воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность выполнения рисунка. формировать представление о цветах ( стебелек, листочки,...
Моё хобби-декупаж
В январе у моей хорошей знакомой, коллеги по детскому саду был юбилей. Ей исполнилось 70 лет. Мы много лет проработали с ней в детском саду, а сейчас она...
Фиалки для любимой мамы.
В нашей группе более 15 лет существует замечательная традиция. К 8 марту дети выращивают фиалки и дарят их мамам на празднике. Процесс очень длительный и...
Методическая разработка тематического дня «Никому не надоели шутки 1-го апреля»....
Цель: - развитие позитивного самоощущения. - формировать у детей потребность в общении со сверстниками; социальных контактах; - развивать способность к...