МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

Ирина Пушкарь
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

Цель занятия : развивать познавательную активность и систематизировать знания о среде обитания животных, рыб и птиц.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о среде обитания и условиях жизни животных, рыб и птиц.

2. Расширять знания детей о животном мире родного края, об особенностях и повадках животных степи (ёж и др.).

3. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в мир живой природы“» размещена в разделах

4. Развивать мыслительную активность детей, развивать познавательные интересы, установление причинно-следственных связей.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приё мы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, игровой, словесный.

Словарная работа: фауна, климат, перелётные, зимующие, речные, морские.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц и рыб.

2. Беседы о природе и животных родного края.

3. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация).

4. Чтение художественной литературы.

5. Использование игр о животных : «Разрезные картинки», «Дикие животные» и др.

Оборудование и оснащение: мультимедийное оборудование, слайды с изображением степи, реки, неба; шапочка машиниста поезда, билеты с изображением геометрических фигур, аудиозапись песни «Голубой вагон», фонограмма звуков: пение птиц, плеск воды, плакат, оборудование для апплицирования.

Ход занятия

Слайд №1

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Воспитатель: Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне.

Слайд №2

Воспитатель: Фауна – это богиня, покровительница всех животных, рыб и птиц. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда.

Детям предлагаются заранее разложенные карточки с геометрическими фигурами и головным убором машиниста. Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. У детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь.

Слайд №3

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».

Воспитатель: Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся

Слайд №4

Звучит фонограмма «пение птиц».

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете, какая это природная зона?

Дети: Это степь.

Слайд №5

Воспитатель:

- Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь- полей раздолье

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это…

Дети: Степь.

Воспитатель: Степь- это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. Как вы думаете, а в какой природной зоне находится наш горд Сальск?

Дети: В степи.

Слайд №6

Звучит фонограмма «пение птиц»

Воспитатель: Ой, ребята смотрите, птицы пролетели. Посмотрите, конверт какой-то упал. (Слайд №6) А, что же в нём мы сейчас посмотрим. (Слайд №7) Здесь загадки. Давайте, я вам прочитаю загадки, а если вы их отгадаете правильно то на экране появится картинка.

Отгадывание загадок.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

(Слайд №8)

Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Слайд №9)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

(Слайд №10)

Сердитый недотрога, живёт в глуши степной.

Иголок много, а нитки ни одной. (Ёжик)

(Слайд№11)

Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет этих животных?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А где же они живут?

Дети: В степи.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют дикими животными?

Дети: Потому что они сами заботятся о себе, добывают пищу.

Воспитатель: Да, ребята, в степи живут дикие животные, они приспособились к условиям степи, к нашему климату. (Слайд №12) Лисы роют себе норы, защищающие их от непогоды и врагов. (Слайд №13) Волки завладевают жилищами других животных. (Слайд №14) Лишь заяц живёт на свежем воздухе, в траве. (Слайд№15) А ёжик всю зиму спит в тёплом гнёздышке-норке устланном травой и листьями. С приходом весны ёжик просыпается. А знаете, что ежи любят кушать?

Дети: Яблоки, грибы.

Воспитатель: Ёж ест всё, что попадё тся: ягоды, груши, корешки, червяков. С наступлением темноты ёж выползает из норы и ищет себе пищу. У него чуткий нос и уши. Он различает многие цвета. А остальные звери видят только чёрный и белый цвета.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, «Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно. (Слайды №17 - №24)

У волка – лисята. Они живут в логове.

У лисы- волчата. Они живут в норе.

У ежа – зайчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут в логове.

Дети исправляют, и говорят правильно: У волка – волчата, они живут в логове; и т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).

Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.

Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.

На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд-назад

Слева – зайка, справа – мишка Поворачивают голову

Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк – Делают повороты головой

Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают

запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. Разводят руки в стороны

Воспитатель: Вот и хорошо немного отдохнули.

Садимся в вагон и отправляемся дальше.

(Слайд №25)

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист.

(Слайд №26)

Звучит фонограмма звука «плеск воды»

(слайд с изображением реки.)

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Река.

Воспитатель: Кто живет в воде?

Дети: Рыбы.

(Слайд №27)

Воспитатель: Смешались речные и морские рыбы. Нужно речных рыб поселить в реку, а морских – в море.

(Слайд №28)

Воспитатель: Щука – речная или морская рыба? (Появляется изображение щуки. (Поочерё дно появляется изображение рыб: карась, сом, окунь, дельфин, акула, кит. Слайды № 29- №32).

(Слайд №33)

Воспитатель: Что нужно обитателям воды для жизни?

Дети: Вода, кислород.

Воспитатель: Как же они живу в воде, как они дышат?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у всех рыб есть жабры, с помощью которых они дышат. Так они приспособились к условиям жизни в водоёмах.

(Слайд №34)

Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.

(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)

Воспитатель: Давайте посмотрим, а, это что за остановка?

(Слайд №35)

Воспитатель:Что здесь изображено?

Дети: Небо.

Воспитатель: Кто обитает в небе?

(Слайд №36)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?

Дети: Птицы летают в небе, а животные ходят по земле. У них есть крылья, перья, клюв, две лапки.

Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому?

Дети: Пернатые.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?

Дети: Перелетные.

(Слайд№37

Воспитатель: Назовите перелётных птиц.

( Появляются слайды с изображением птиц: скворец, кукушка, ласточка, грач.)

Дети называют птиц.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому что они не могут добывать пищу зимой.

Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

(Слайд №38)

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

( Появляются слайды с изображением птиц: сорока, воробей, синица, голубь.)

Воспитатель: Чем питаются птицы?

Дети: Семенами деревьев.

Воспитатель: Да, ребята, среда обитания птиц – это небо. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.

(Слайд №39)

Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.

(Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»)

(Слайд № 40)

Воспитатель: Следующая остановка «Путаница»

Животные, птицы и рыбы перепутали свою среду обитания. Надо им помочь и поселить там где они обитают. Для этого надо взять по одной картинке и приклеить на своё место.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ну вот теперь все на своих местах. Ребята, что нового вы узнали сегодня.

Ответы детей.

Воспитатель: А нам пора возвращаться из путешествия. Садитесь в поезд, следующая остановка группа «Звёздочки».

(Слайд №41)

Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон»

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Кто где живет?»Авторская дидактическая игра «Кто где живет?» Уважаемые,коллеги!Предлагаю игру для детей 3-5 лет. Мои малыши с удовольствием любят закручивать пробки. Для детей с нарушением зрения игра.

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 22:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД