Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста. Тема: «Солнце русской поэзии».

Галина Трунова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста. Тема: «Солнце русской поэзии».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.

Тема: Солнце русской поэзии.

Программное содержание: продолжать формировать представление о том, что это значит - быть поэтом. Продолжать знакомить детей с великими русскими поэтом А. С. Пушкиным, с основными событиями его жизни. Вызвать интерес к личности поэта. Ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство. Воспитывать любовь и уважение к русскому поэту.

Материал: Портреты русских поэтов (в том числе А. С. Пушкина). Открытки из серии "Жизнь А. С. Пушкина". Фотографии с изображением памятников А. С. Пушкину. Выставка книг его произведений, иллюстраций к ним. Мольберт, большой лист бумаги, фломастер, альбомные листы бумаги, краски, карандаши.

Словарная работа. Лицей.

Ход занятия.

Читаю детям стихотворение.

- Что я прочла? (стихотворение).

- Как называют людей, которые пишут стихи?

Показываю детям портреты русских поэтов (кроме А. С. Пушкина)

- Кого из поэтов вы узнали?

- Как вы думаете, каким должен быть поэт?

Об этом сегодня мы и поведем наш разговор. На первый взгляд ответ на этот вопрос не кажется трудным: быть поэтом - это значит быть человеком, умеющим выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме, основным признаком которой является ритм и рифмы, хотя есть и такие стихи, в которых рифм - то есть созвучных между собой слов - не бывает. Легко понять, что хорошим поэтом считается такой поэт, который умеет единственное нужное слово поставить на единственно нужные места так, чтобы эти слова несли в себе нужное и их автору, и их будущему читателю содержание. Иначе то, что никак их не затронет, поскольку мысль, выраженная кое-как, приблизительно и неряшливо, хоть и остается мыслью, однако сила её воздействия на нас резко от всего этого снижается, отчего она потом легко забывается и пропадает.

И все-таки дети, уметь сочинять стихи, даже хорошие, ещё не значит быть поэтом. Так для того, чтобы писать трогательно, нужно нечто большее, чем слезы и луна, что, кстати, было подмечено уже достаточно давно, так и для того, чтобы быть поэтом, одного только дара мало. Для этого тоже нужно нечто большее, и нечто более важное, и более резкое, и более ценное. А прежде всего зрячую душу, умное сердце и добрый ум, ведь поэт, по определению классики нашей поэзии А. Блока, это "дитя добра и света". Вот почему людей, умеющих выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме, встречаем в своей жизни мы весьма часто, а встречи с настоящей поэзией, с подлинным поэтом - всегда редкость. Зато встречи эти - всегда праздник, всегда радость, они обогащают наши чувства, умножают наши знания, прибавляют нашему зрению, а лучше сказать - нашему видению мира, зоркости. Ведь подлинный поэт - это такой человек, который видит явления и предметы совершенно самостоятельно и пишет о них исключительно по-своему, как бы хорошо эти явления и предметы ни были известны.

А ещё поэт должен быть скуп на слова и богат на выдумку, так как иного способа сказать в немногих словах о многом, дать вместо скучного описания ясное и яркое изображения, закрытый образ просто не существует.

Само собою разумеется, что названный мною только что способ изображения весьма труден, но ведь в поэзии, как бы ни была она на вид проста и легка, на самом деле ничего простого и легкого нет, и быть не может, поскольку поэзия - это не несколько строк в рифму и не расположение их столбиком. Впрочем, теперь, когда мы уже узнали о том, что уметь писать стихи не значит быть поэтом, говорить на эту тему что-то ещё вряд ли стоит.

Россия всегда славилась своими поэтами (демонстрирую портреты Пушкина).

Назовите этого поэта (Пушкин).

Пушкин писал замечательные стихи. Все что написал Пушкин - замечательно.

На листе бумаги условно обозначаю поэтов точками, самой крупной - Пушкина (объясняю, почему Пушкина называют солнцем русской поэзии).

Вы видите на рисунке мальчика - таким был поэт в детстве. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного писал стихи. Писатели, поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил няню ещё и ещё повторить их. Садился у её ног на маленькую скамеечку, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать. Был очень скор и резок в движениях.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в наш город, который тогда назывался Царским Селом. Посмотрите на открытку. Это Лицей - школа для мальчиков из дворянских семей. Здесь Александр проучился 6 лет, встретил друзей - Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера.

В Царском Селе Пушкин начал писать настоящие стихи. Посмотрите: Пушкин читает стихи своим друзьям.

После окончания Лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, путешествовал. Красивы, мелодичны стихи Александра Сергеевича.

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером (показ иллюстрации страницы с рукописью стихотворения).

У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушками".

Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него были враги; они старались обидеть поэта. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли - это поединок, где человек защищает свою честь, - и погиб от раны.

Пушкин умер, но его стихи не забыты. Его именем назван город, улицы, площади, станции метро. Посмотрите, сколько памятников Пушкину создали скульпторы.

Вы ещё подробнее узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете все стихи, повести и романы.

Строчки стихов Пушкина, словно тропинки введут вас в страну его поэзии. Кого только не встретите на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и чародея Черномора, и славного Руслана, и белую Царевну Лебедь, и бойкого Балду. Вы будете идти по тропинкам стихов и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. А Пушкин будет с вами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и Каменного Командира.

Улыбнется вам, своим потомкам: "Здравствуйте племя малое, незнакомое!"

- Здравствуй, Пушкин! - скажем ему и мы (обращаю внимание детей на выставку книг).

Чтение детьми стихов Пушкина (прошу представлять себе мысленно все то, о чем говорят стихи, что показывают).

1. Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства, поэтому в стихах о природе мы найдем все четыре времени года. Тут и наступление весны, с её ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его грозами; а вот уж небо задышало осенью и застывает пруд, и перелётные птицы держат путь на юг; наконец приходит сама зима, с её бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.

-"Зимнее утро",

-Весна ("Гонимы вешними лучами. ",

-Лето ("Был вечер").

-Осень (2Уж небо осенью дышало. ").

2. Многие стихи связаны непосредственно с самой жизнью Пушкина: "Узник", "Птичка". Они полны мечтой о свободе.

3. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных: "Зимний вечер".

4. Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Нас пленяет напевность и легкость их стиха. Они звучат как музыка.

5. в произведениях Пушкина мы видим картины жизни народов России. В них ярко запечатлелись, очарование русских полей и лесов и дикая красота Кавказа, Урала.

6. Пушкин глубоко интересовался историческим прошлым своего Отечества: "песнь о вещем Олеге" (это произведение дает необычно яркую и живую картину Древней Руси, поэма "Полтава" (изумительно изображена битва между русскими и шведами, вторгшимися на нашу землю).

Литературная викторина: "Угадай, из какой сказки?"

Дети постарайтесь на всю жизнь сохранить незабываемое впечатление от чудесных стихов Пушкина и полюбить его и как поэта и как человека. Пусть наш родной Пушкин всегда будет с нами. На всю нашу жизнь!

Имя Пушкина знает весь мир, его произведения переведены на многие языки, чтобы народы других стран могли прочитать его чудесные произведения.

Задание детям: нарисовать портрет А. С. Пушкина.

Дополнение (*)

Отрывок из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Уж небо осенью дышало. ").

1. Какие чувства вызывает у вас осень: восторг, нежность, грусть, печаль. ?

2. Как понимать выражения: "небо осенью дышало"; "лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась"?

3. Какую музыку вам хочется включить, слушая это стихотворение?

4. Подходит ли к стихотворению выражение "Как прекрасен этот мир"?

Задание: нарисовать осень.

"Зимний вечер"

1. К кому же так ласково обращается Пушкин?

2. Напомните слова обращения (дети вспоминают).

3. Пошлем записочку старушке? (составление с детьми текста).

4. Устаревшие слова, какими мы сейчас не говорим - "ветхая", "завыванье", "поутру", - заменим на современные.

5. Почему Пушкин сравнивает буро со зверем и плачем ребенка?

6. Какую музыку вам хочется включить, слушая это стихотворение?

7. Подходит ли к стихотворению пословица "Сядем рядком, да поговорим ладком"?

8. А как по-другому можно назвать это стихотворение?

Задание: на мокрой бумаге изобразить "Зимний вечер".

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Девочки, ни для кого не секрет, что в предверии мартовского события многие проводят работу по гражданско-патриотическому воспитанию. Вот.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста. Тема: «Солнце русской поэзии».
Опубликовано: 18 октября 2012 в 22:09
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...