Получи документы

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе «Эти интересные опыты»

Елена Щербакова
Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе «Эти интересные опыты»

Тема: «Эти интересные опыты».

Воспитатель:

Щербакова Елена Владимировна

Цель:

Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха)

- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

- Активизировать речь и обогащать словарь детей.

- Учить делать выводы в процессе эксперимента.

- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе „Эти интересные опыты“» размещена в разделах

- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитывающие:

- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

- алгоритм правила поведения в лаборатории

- разрезные картинки

- стаканы, салфетки, пластилин

- полиэтиленовые пакеты, зубочистки

- резиновые игрушки

- стеклянная банка с крышкой

- коктейльные трубочки и стаканы на каждого ребенка

- набор карточек с изображением различных предметов : фен, насос, пылесос, вентилятор

- изображение мегаполиса и деревни в лесу

- карточки на каждого ребенка (зеленая и красная)

- алгоритм свойства воздуха

Ход занятия

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас в группе гости.

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями.

Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №3». (открыть)

«Здравствуйте, ребята! Я, младший профессор страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» и зовут меня Почемучкин. Мне поручили очень важное задание- узнать всё про воздух и его свойства. Но видимо я не очень хорошо слушал на уроках и многое пропустил. Ребята, помогите мне, пожалуйста, справиться с заданием. Чтобы попасть в мою страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» нужно будет выполнить сложные задания. Справитесь? Тогда для вас небольшие задания:

Задание 1. Собери картинку (разрезные картинки микроскоп, колбы)

- Ребята, а для чего нужны эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?

Задание 2. Давайте вспомним привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.

Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

Вижу я, что вы готовы к экспериментам. Жду вас в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ»

-Ребята, вы готовы? Тогда в путь. Все учёные немного волшебники, поэтому чтобы попасть туда, надо закрыть глазки и произнести волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ». А вот и еще одно письмо от Почемучкина. Давайте посмотрим, что в нем? А в нем загадка :

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

А ещё, ребята, нам положили план нашей группы. Давайте рассмотрим его

и узнаем куда нам следовать. (Дальше дети выполняют задания следуя по карте)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух»

Воспитатель: Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

- Как можно его обнаружить? (ответы)

- А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Посмотрите, профессор Почемучкин приготовил для нас веер. Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

Эксперимент № 2 «Слышим воздух»

Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)

Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

- А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Посмотрите, нам положили кусочки фольги. Как вы думаете для чего? Правильно, с помощью фольги можно услышать воздух. Попробуем?

Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

Эксперимент № 3 «Как увидеть воздух?»

Воспитатель: Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.

- Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

- Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Вывод: Воздух легче воды.

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»

Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.

-Что у меня в руках? Весы.

Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?

(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).

Вывод: «Воздух имеет вес».

Физкультминутка

Воздушные шарики

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».

Воспитатель: Что это? Баночки.

Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?

Действительно, пахнет апельсином (эвкалиптом, духами).

Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.

Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Эксперимент № 6 «Чистый и грязный воздух»

Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые. А как называется ученый, мы сейчас попробуем узнать. (Дети раскладывают буквы по номерам и пробуют прочитать – ЭКОЛОГ). Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Давайте рассмотрим картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль). Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.

Вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Воспитатель подводит детей к открытой таблице. Ребята, давайте еще раз повторим, что мы сегодня узнали про свойства воздуха.

- воздух не видим («глаз»)- перечеркнут

- воздух имеет вес («весы»)

- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)

- воздух можно услышать («ухо»)

- воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркнуты

- воздух не имеет запаха("нос")-перечеркнут.

Мы с вами выполнили все задания нашего профессора Почемучкина. А вот и письмо от него: «Ребята! Спасибо вам за помощь! Теперь я знаю всё про воздух и его свойства. И всегда буду внимательно слушать учителей! А пока вы мне помогали, я узнал еще одно свойство воздуха: оказывается с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Тогда вперед! До свидания, ваш младший профессор Почемучкин»

Ребята, смотрите, здесь на столах есть чистые листы и краска. Давайте попробуем порисовать воздухом. (Дети рисуют при помощи клякс и трубочками раздувают краску «кляксография»)

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте возвращать в наш любимый детский сад. Закрываем глазки и произносим волшебные слова:

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир чудес мы не забудем

Рефлексия

Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Какой из опытов вам понравился больше? Вы сегодня были замечательными учеными и много узнали. И на память о нашем путешествии в лабораторию ЧУДЕС и ПРЕВРАЩЕНИЙ наш профессор награждает нас вот такими медальками «САМЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ»

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу» Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей представление.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Заводим дрожжевое тесто» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Цели: совершенствование трудовых навыков детей,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе «Эти интересные опыты»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 19:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД