Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Лес — наш друг» с детьми старшего дошкольного возраста

Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Лес — наш друг» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формировать познавательные интересы, эмоционально положительное отношение к природе.

Задачи: способствовать развитию знаний о лесе, конкретизировать представления о животном и растительном мире леса, развивать способность к поисковой деятельности, умение пользоваться дидактическим материалом, развивать речь детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: дидактические игры и пособия, иллюстрации по теме.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Лес — наш друг“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой и красивой стране – России. Велика, красива и необъятна наша страна и как говорил наш поэт Лебедев – Кумач:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Сегодня я хочу поговорить с вами о лесе. Вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес – это то где растет много деревьев, много животных, грибов.

Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Дети: Лес.

Воспитатель: Лес — это единый большой дом живой и неживой природы. Лес – это место, где растет большое количество деревьев, при этом все они рядышком друг с другом. Лес занимает довольно крупный участок земли. Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных лесных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, грибов, цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все они просто необходимы друг другу.

Лес невероятно красив всегда, какое бы время года ни было на дворе! Одно удовольствие в нем неспешно прогуливаться. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами.

Входишь в лес и гладишь ладошкой деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, чуть покачиваются, будто дышат. К стволу прислонишься, как к плечу друга. Гладкий и скользский ствол – это молодая березка. А это все пупырышках – это осина. Изборожденная, изморщинистая, как кожа слона – это кора дуба. И хочется стиснуть их руками и крепко обнять.

Предлагаю поиграть и все деревья показать

Игра «Если бы я был деревом…»

Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других ветви опущены или приподняты. Предложите детям изобразить разные деревья. У каждого человека есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями. Главная задача — каким-то образом отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Второй вариант: предложите ребятам представить, что деревья научились ходить. Задание — показать, как могло бы ходить то или иное дерево: тяжелым шагом (дуб) или легкой поступью (березка) и т. п. Пусть участники игры объяснят свои движения.

Воспитатель: В наших лесах водится волк, заяц, белка, кабан, олень, лось, медведь, мыши, бобер, енот, бурундук, куница, рысь, лиса, ежик, крот, пчелки, бабочки, шмели, жуки, муравьи. Из птиц это синичка, дятел, клест, ворона, снегирь, сорока, сова, кукушка, зяблик. Некоторые живут в норках или берлогах, другие в дуплах на деревьях, третьи под кустами или в самой глухой чащобе.

Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту.

Если притаитесь, то обязательно услышите кого-то из обитателей леса. В любом случае в лесу всегда нужно вести себя осторожно, чтобы ни мы не тревожили животных, ни они нас.

В лесу все живут дружно. Все птицы, животные, насекомые и растения тесно связаны между собой, поэтому лес называют также природным сообществом.

Воспитатель: Дети, лесным жителям растения нужны не только для пропитания, но и для строительства жилищ: одни под корнями деревьев устраивают берлогу, другие на дереве – дупла : третьи из веточек, палочек, щепочек строят гнезда и муравейники, а из веток и стволов – хатки. Скажите, а вы знаете, кто живет в этих домиках?

Дети: Медведь в берлоге, птицы в гнездах, белочки в дуплах, бобры в хатках, заяц под кустом.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живет?»

Дидактическая игра «Кто где живет» — это подборка карточек с животными, насекомыми, птицами, рыбами, а также игровое поле с изображением среды обитания.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных.

Воспитатель: После дождика в лесу пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, розовые мокрые сыроежки, краснеют мухоморы, толпятся черноголовые подберезовики. На лесных полянках появились рыжики, желтеют золотые лисички. Много разных грибов в лесу. Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Отгадайте загадки о грибах:

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Дети: подберезовик

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Дети: опята

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые.

Дети: лисички

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

Дети: боровик

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это …

Дети: сыроежки

Знают даже малыши

Красно-белые грибы

Те, что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин -

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот - красный…

Дети: мухомор

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с загадками. Все отгадали. Давайте теперь поиграем.

Проводится физкультминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку про лес.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

В лесу встречается много ягод. Они вырастают без помощи человека. Они более ароматны, чем садовые.

Земляника - это мелкая, полезная и очень вкусная лесная ягода. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.

Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье.

Клюква - одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды – маленькие, круглые и красные. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой.

Кроме полезных ягод в лесу растут и ядовитые ягоды (например, волчья ягода, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.

Воспитатель: Я для вас приготовила интересное задание. Давайте посмотрим, справитесь вы с ним?

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Если мы малину соберём, какой компот получится? А варенье какое?

—А вдруг чернику найдём, какой компот получится? А варенье какое?

—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? А какое варенье?

—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое?

— А компот я люблю из ежевики. Отгадай, какой?

На полянке видимо-невидимо ягод земляники.

Какой компот сварим. А какое варенье?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием хорошо. Много еще в лесу разных обитателей. Богат лес не только ягодами и грибами, но и цветами. Как вы думаете, какие цветы можно встретить в лесу?

Дети: ромашку, первоцветы, подснежник.

Воспитатель: Правильно вы сказали. Но цветов в лесу очень много. Дарят они людям красоту. Какие же цветы можно встретить в лесу? (с показом иллюстраций)

Перелеска

Уже ранней весной, когда еще не везде сошел снег, появляются на лесных полянках первые перелески. Ее ярко-голубые цветочки весело выглядывают из последних, унылых сугробов.

Ветреница

Белые цветы, что колышутся на ветру на своих тонких стебельках, называются «ветреницами». Подобно подсолнухам, они поворачивают свои цветочки вслед за солнышком, стараясь поймать каждый его лучик.

Медуница

В нем много нектара, который нравится шмелям и пчелам, за что и прозвали этот цветок медуницей. Цветки у этого растения меняют цвет по мере роста.

Ландыши

Самый грациозный лесной цветок – ландыш. На его длинном стебельке будто кто развесил гроздьями маленькие белые фонарики.

Иван-да-марья

Есть в лесу растения, ставшие персонажами народных сказок. Как-то попали в грозу парень с девушкой, Иван да Марья. И прикрыл Иван Марью от ливня и молний. Так и появилось на том месте растение, листочки которого закрывают цветок, словно парень защищает девушку от непогоды. Его так и называют – «иван-да-марья».

Недотрога

Это весьма боязливое растение обладает интересной особенностью. Достаточно прикоснуться к его плодам, похожим на маленькие стручки, как они взрываются и разбрасывают вокруг себя семена.

Лесные цветы не только дарят людям свою красоту. Многие из них еще и являются лекарственными растениями. Например, из ягод ландыша (которые, кстати, ядовиты) делают лекарства для лечения болезней сердца. А «иван-да-марья» в народной медицине используется для заживления ран.

Много радости и пользы приносят человеку лесные растения. И относиться к ним следует бережно, с уважением.

Игра «Собери цветок»

Игра представляет собой задание на ориентирование в пространстве, знание цветов.

Ход игры:

Перед началом игры дети определяют, какой цветок они будут собирать (для этого они выбирают лепестки определенного цвета). Взрослый раскладывает круги (серединки от цветов) по группе. Под музыку или бубен, дети выполняют бег на мысках вокруг цветных кругов (серединок от цветов). Как только музыка заканчивается, дети бегут к кругу, такого же цвета, как и лепестки и выкладывают вокруг круга, т. е. собирают цветок. Игра может проводиться несколько раз, при этом дети выбираю другие цвета лепестков.

Воспитатель: А какую роль играет лес в жизни человека?

Дети: в лесу можно гулять, собирать грибы и ягоды, в лесу очень красиво, свежий воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята. Лес — верный друг человека. Лес — родной дом растениям и животным Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Запомните несколько важных правил:

Лес нужно беречь, чтобы нам было чем дышать и чтобы сохранить лесную флору и фауну.

Не разжигайте костры в неположенном месте.

Не ломайте деревья и кустарники.

Не бросайте в лесу мусор.

Не ешьте незнакомые ягоды.

Не ворошите муравейники.

Старайтесь не нарушать спокойствие лесных обитателей!

Вот и подошел к концу наш занимательный рассказ про лес. Надеюсь, что вам понравилось это увлекательное путешествие, и вы захотите познакомиться с лесом и его обитателями еще ближе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка»Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка» Тема: "Почему поет пластинка?" Цель: сконструировать граммофон подручными средствами и научиться извлекать звуки с пластинки. Задачи: развить.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста Тема "Удивительный воздух" Программное содержание. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Лес — наш друг» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 14:17
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД