Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Святые заступники Руси»

Нина Архипова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Святые заступники Руси»

Нина Архипова

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Святые заступники Руси-блаженная Матрона Московская»

Задачи:

Обучающие:

Формирование духовно- нравственного идеала на примере жизни святой блаженной Матроны Московской. Содействовать формированию основ исторического сознания памяти о святых земли русской.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Святые заступники Руси“» размещена в разделах

Развивающие :

Способствовать восприятию святой блаженной Матроны, как образца скромности, внимания и доброты.

Способствовать развитию внимательного доброжелательного отношения к людям.

Воспитательные: Воспитывать у детей духовно-нравственные качества, такие, как милосердие, послушание, забота о родных и слабых, любовь.

Ход:

Полыхает зорька алая

Все в краю родном наполнено

Красотою небывалою

На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая

Не найти земли прекраснее

Чем сторонка наша русская

(Н. Баева)

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)

Россия - наша Родина, наше отечество. Родиной мы зовём потому, что в ней родились, в ней говорим на родном языке. Россия огромная, великая, могучая страна.

А вы знаете, как называлась наша страна в древности?

Дети: Русь.

Русь моя многострадальная.

Сколько бед уж на твоем веку.

И судьба твоя исповедальная

Не уместится в одну строку.

Воспитатель: В нашей огромной стране проживает много людей разных национальностей. Все эти народы составляют единую нацию, которая называется народ России. Люди разных национальностей имеют разные традиции. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так их называют в народе. Святые – это люди, освященные Богом. Что это, быть освященными? Это означает быть призванными и избранными Богом людьми, через которых Бог действует на мир: исправляет заблуждения, врачует пороки, утешает и вдохновляет на жизнь чистую и честную, поднимает на подвиг; кратко говоря – предлагает пример для подражания.

Издавна русские люди в бедах, в нуждах обращались к святым. Пример их подвига смирения, выдержки и мужества вселял в русского человека веру в то, что свобода будет обретена, а на земле Русской наступит процветание. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников.

И сегодня мы будем прославлять не просто женщину, а святую женщину. Речь пойдёт о святой Матронушке Московской, великой подвижнице земли Русской.

Вношу и показываю детям икону Матроны Московской.

Воспитатель: Посмотрите на икону? Что мы на ней видим? (слепую Матронушку в белом платочке.)

Воспитатель: Что она делает? (Поднимает правую руку, благословляя людей на добрые дела)

Воспитатель: Назовите мне добрые дела, которые вы делаете дома и в детском садике. Ответы детей (помогаю маме мыть посуду, убираю игрушки, кормлю собачку и т. д).

Воспитатель: А сейчас послушайте, какие добрые дела творила, живя, на земле, святая Матрона Московская.

В селе Себино жила бедная семья - родители и трое детей. Когда мама ждала появлению на свет четвертого ребенка, решила она отдать его в детский приют.

Однажды мама увидела чудесный сон: вьется над ней большая птица с человеческим лицом, перья у птицы белые, блестящие, сверкают – переливаются, а глаза - закрыты. Покружила-покружила чудесная птица, села ей на правую руку и сказала:

-Мамочка, не отдавай, меня никому. Я тебе пригожусь.

Проснулась мать и стала думать: «Что же это за сон такой?». А сон-видение оказался вещим: родилась у нее еще одна дочка, и глазки у нее были закрыты, как у той птицы. Слепая была девочка. Мама решила оставить ее и никому не отдавать.

По православному обычаю понесли родители дочку в церковь крестить. Батюшка назвал девочку Матроной.

Окунул он ее в купель, смотрит - что за чудо!- поднимается из купели дым легкий и цветами дивными в церкви запахло. Все удивились: никогда такого чуда не видывали!

Батюшка, отец Василий, сказал: «Я много детей крестил, но такое вижу впервые. Эту девочку Господь нам послал, она будет праведницей».

С младенческих лет девочка отличалась от других детей, и не только тем, что была слепая.

В среду и пятницу она материнскую грудь не брала, молока не ела: все спит да спит, никто разбудить ее не может. Мать сначала волновалась, а потом успокоилась. Поняла она, что дочка у нее необычная, как чудесная птичка, что из дальних краев прилетела.

Подросла Матронушка немного. Однажды смотрит, мать - дочка крестик с себя снимает. Стала она ругать Матронушку, а та ей в ответ:

«Мамочка, у меня свой крестик на груди есть». Посмотрела мать, видит - и правда: на груди у Матроны выпуклый крестик. Опомнилась она, стала просить у дочки прощения: «Милая моя дочь, прости меня! А я – то все тебя ругаю…». Матрона на нее не обижалась.

Братья и сестра Матронушки уже выросли - не с кем ей было играть. Чтобы не скучно было дочке, мать нашила ей из тряпок кукол. Играет Матронушка в уголке, а с улицы смех доносится - деревенские ребятишки гуляют.

Хорошо было в селе летом! Дети вместе соберутся, бегают босиком по травке, смеются. В какие только игры не играют: и в лапту, и в прялки, и в салочки! Хороводы на лугу водят, цветы собирают, венки плетут. А то за ягодами и грибами в лес пойдут или на речку купаться.

А зима придет - ей тоже рады: на санках катаются, в снежки играют, снежных баб лепят.

Хотелось и Матроне с деревенскими детишками играть. Выйдет она на улицу, а они давай ее дразнить! Даже издевались над ней: крапивы нарвут и стегают Матронушку, знают проказники, что слепая девочка не видит, кто ее обижает. Вот как об этом писал неизвестный автор:

Обижают подружки Матронку,

Просто так, ни за что обижают.

Уведут на задворки девчонку.

И в глубокую яму сажают.

Заросла эта яма репьями,

Беленой заросла и крапивой.

Закричать бы Матронушке маме,

Но она родилась молчаливой.

Вылезает Матронка на ощупь,

А подружки - крапивой полощут

По рукам, по ногам! Ведь слепая,

Кто хлестал, все равно не узнает.

«Поиграем, давайте в больницу!»-

Крикнет девочка глупым подружкам,

А они - хохотать да беситься,

Да скакать, подражая лягушкам.

А Матронушке хочется взвиться

Над деревнею белою птицей,

Поклониться родному порогу

И умчаться на небушко к Богу.

Но нельзя ей на небо умчаться:

Крестный путь ее только начался…

И бредет она к дому родному

На соломенный запах знакомый.

Часто ей являлся белоснежный ангел и помогал дойти домой.

Матронушка любила ходить в церковь. Сначала ее мама водила, а как подросла она - сама дорожку запомнила: домик-то их напротив церкви стоял.

За усердие Господь наградил Матронушку чудесным даром. Она знала, у кого горе на душе, болезнь, а у кого душа чистая и легкая, как птичка. Мысли человека могла читать. А еще она чувствовала приближение опасности, могла предсказать пожар или другую беду.

Многие люди приходили к ней за советом.

Вместо того чтобы стать обузой для матери, она стала единственной ее кормилицей.

Когда началась война, Матронушка мысленно помогала нашим воинам, молилась о них. Молилась и о своем родном селе Себино, чтобы Господь уберег его от фашистов. Рассказывали потом женщины о таком чудесном случае. Пришли в село немцы, дома стали жечь, а потом согнали всех детей и заперли в погреб. Матери плакали: не надеясь уже своих деток живыми увидеть. Вдруг приехал какой-то немец на мотоцикле, привез записку. Прочитали ее злодеи, все бросили, заторопились – и уехали.

Сберегла свое село Матронушка.

Так и прожила свою жизнь. Все силы отдавала, чтобы помочь людям, а на свои болезни никогда не жаловалась.

Все приходящие к ней за помощью радовались, глядя на ее светлое лицо, слыша ласковый голос.

Сидела она на кроватке или сундуке, скрестив ножки, а люди шли к ней целый день, рассказывали о своих бедах и болезнях. Блаженная Матрона положит ручки больному на голову, помолится Богу, водички святой даст. Многих так исцелила.

Помогала всем, кто ее попросит, и обещала помогать даже после своей смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам!».

Матушка Матронушка и сейчас не оставляет никого своей помощью и покровительством. Помогает и утешает, люди идут от неё как на крыльях, ощущая исходящую любовь матушки Матроны и помощь и утешение, многие прямо там, на могилке блаженной Матроны получали исцеления от своих недугов и болезней. Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Слепая телесно, она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения.

Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Матушка обещала, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся: "Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого”!

За советом, за просьбой, с бедою

Мы не знаем, к кому подойти.

И в отчаянье ищем покоя,

Но не можем его обрести.

Подскажу: чтоб найти утешенье

И проблему скорей разрешить

Принеси в дар Матроне моленье,

Попроси души нам исцелить.

Вас услышит святая, утешит,

В душу к вам снизойдёт благодать.

И не чувствуя больше тревоги,

Сможешь ты ближним сердце отдать.

Воспитатель: Какой вы увидели Матрону? (Доброй, ласковой, с очень тяжелой жизнью и безграничным терпением.)

Воспитатель: Матронушку называют «святой подвижницей земли русской». «Подвижник» - от слова «подвиг». Как вы думаете, какой подвиг совершила эта великая святая?

(Она давала всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Учила жить с молитвой. Мир и радость в душе -вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя.)

Воспитатель: Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми заступниками нашего народа». Как вы думаете, о каком заступничестве идет речь? За кого и как они могут заступиться?

Что хотела донести до нас Матрона Московская?

Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?

А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?

(Станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.)

Воспитатель: Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия по познавательному и физическому развитию «Школа пожарной безопасности» в подготовительной группе Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?» Цели. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные); Образовательные: обобщить, расширить, систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Победа в фестивале «Возродим Русь святую!» в номинации лучшая презентация на тему: «Святые заступники Руси»Победа в фестивале «Возродим Русь святую!» в номинации лучшая презентация на тему: «Святые заступники Руси» Здравствуйте, мои коллеги! Доброй традицией в нашем дошкольном учреждении стало ежегодное участие в фестивалях, которые организуются и проводятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Святые заступники Руси»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 19:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД