Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мастерами славится земля»

Дина Суйналиева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мастерами славится земля»

Предварительная работа:

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.

Звучит р. н. м. «Камаринская», выбегает скоморох обращается к гостям:

- Эй народ честной, здравствуйте (глубокий поклон) (обращается к детям). О. проходите, гости дорогие, старые, средние и молодые.

Воспитатель: Ребята, вы знаете куда мы с вами пришли?

Дети: в музыкальный зал!

Скоморох: Тайну вам, друзья открою

И скажу без лишних слов

Вы сегодня оказались

В чудо-граде Мастеров

Нынче прибыли на праздник

Мастера ремесел разных

(обращается к гостям):

Эй, народ, спешите видеть

В тесноте, да не в обиде

К нам явились не купцы,

А умельцы-молодцы!

Воспитатель: А что нас ждет в чудо-граде?

Скоморох: На праздник-ярмарку приглашаю, посмотреть, что да как не желаете?

Воспитатель: Ну что ребята, примем приглашение?

Дети: Примем!

Воспитатель: А что такое ярмарка вы знаете?

(дети говорят, что на ярмарке торгуют, продают, покупают).

Воспитатель: Правильно, Ярмарка- это место, где никому не тесно. Куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, а если понравится, покупают и везут домой.

(обр. к Скомороху) – А все-таки, что же ждет нас в чудо-граде?

Скоморох: А вот пойдемте- увидите, услышите и все узнаете.

Воспитатель: Ну, тогда идемте. А чтобы не скучать, нужно песню петь начать.

Песня «Выход на ярмарку»

Скоморох: Солнце красное встает,

Спишите на ярмарку народ,

Зазывала всех зовет.

Роланда: в городе мастеров ярмарка открывается, потому что мастера здесь лучшие собираются.

Эльдар: пришла ярмарка с добром: для кого с пряниками, пирогами, орехами, а ля кого с песнями, плясками, потехами.

Скоморох: посмотрите на первый лоток веселый

Что же мастерили в наших селах?

1-й лоток хохлома

Расим: привезли на базар расписной товар

Звонкие, резные ложки расписные

Роланда: подходите, на товары поглядите

Привезли из далека мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки

Расписные чудо ложки

Эльдар: покупайте для души расчудесные ковши (показ.)

До чего товар хорош, тут уж мимо не пройдешь

Ярким золотом лучится

На ковшах узор- жар-птица

Диана: посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается и порче не подвергается

Кому посуда для пищи- окрошки

Чудо-блюдо да чашки ложки

Воспитатель: и откуда же товар, кто из вас уже узнал?

Дети: к нам приехала сама золотая хохлома

Воспитатель: где же начали изготовлять хохломскую посуду и почему ее так стали называть?

Роланда: издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали. Так и повелось хохлома да хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Воспитатель: мастера много сил да умения тратили, чтобы изготовлять чудесную хохломскую посуду. Кто из вас помнит как ее делают?

Ляйсан: в начале из дерева вытачивают посуду. Была она белой, и называли ее белье. Затем ее покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом и изделие покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел и посуда становилась как золотая.

Воспитатель: в своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте. Доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорили так: «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили про них: «маленькое дело лучше большего безделья».

- какие элементы узора использовали художники в хохломской росписи? Какие цвета используют для хохломской росписи? (дети называют элементы узора)

Скоморох: Мальчишечки, девчушечки, спойте-ка частушечки.

Исполняют частушечки Роланда, Эльдар, Расим, Диана.

1. Осень, осень все сама

Прячет злато в закрома

Ну какое это злато?

Вся сплошная хохлома

2. Хохлома да хохлома

Разукрасила дома

А потом всю улицу

Петуха да курицу

3. Надою я молока

И налью котенку

Разрисую хохломой

Милую буренку

4. Ах, Россия, ты Россия!

В каждом граде терема

Всей земле на удивленье

Хохлома да хохлома

Воспитатель: вот спасибо, мастера

За ваши чудные дела.

Скоморох: вот второй лоток красивый. Посмотрите, сто за диво?

Арина: (с конем в руках)

К нам идите, к нам, сюда

Налетайте, покупайте

Покупайте ка игрушки

Посмотрите, как живой

Конь красивый, удалой.

Рамиль: (с индюком)

Это индя-индючок

Он похож на сундучок

Сундучок-то не простой

Красный, белый, золотой

Эльза: Эй, народ, подбегай

Кто что хочет покупай

Барашек-свисток, правый рог завиток

Вот козочки рогатые, козочки бодатые

Даниэль: Эта девица-краса,

Тугая, длинная коса,

Щеки алые горят,

Замечательный наряд.

Воспитатель: догадались, что за игрушки?

Какие элементы росписи вы видите на игрушках?

Из какого материала сделаны дымковские игрушки?

Какие дымковские игрушки вы знаете?

Эльза: жили в одном селе мастера, с давних времен в этом селе многие поколения мастеров делали красивые глиняные игрушки. Затем расписывали их яркими красками. Из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым. Дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… вот и назвали то село Дымково, а игрушки- дымковскими.

Воспитатель: яркие, весёлые, задорные дымковские игрушки в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах – на заводах и фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Раньше в городе Вятке был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял- с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню, на празднике свистели и гудели на все лады и взрослые и дети.

Арина: мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся

Мы и вам понравимся

Даниэль: дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Арина: дымковские барыни

Всех на свете краше

Кисточка, кружок, полоска

Вот узоры наши.

Рамиль: наши руки крендельком

Щёки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Даниэль: с лентами да с бантами

Да под ручку с барыней

Мы гуляем парами

Проплываем павами.

Воспитатель: а это что за барыни в юбках нерасписанных?

Эльза: мы на ярмарку спешили. Юбки игрушкам расписать не успели.

Воспитатель: что же делать? Как нам быть? (обращается к детям) Что делать ребята? Поможем мастерам? Будете как настоящие художники расписывать игрушки дымковскими узорами, создавать красоту своими руками. Какими элементами украсите юбку? (дети приступают к работе. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям). Перед тем как приступить Воспитатель:

Как рисовать круги и кольца вы знаете? Покажите руками в воздухе (обращает внимание на безотрывное движение и на направление линий).

Воспитатель: какие красивые юбки получились, постарались на славу мастера (выбирают лучшего мастера дымковской игрушки и выставляют на лотке).

Скоморох: вот и 3й лоток чудо как хорошо. Роспись на белом фарфоре. Синее небо, синее море. Синь васильков, колокольчиков звонких. Сини птицы на веточках тонких. Это дети, сказка просто. Это чудо как зовётся?

Дети: Гжель

Воспитатель: вот сюда и пойдем.

Эсалия: налетайте! Покупайте!

Посмотрите- это Гжель

Не из дальних земель

Айнур: край фарфорового чуда

А вокруг него леса

Синеглазая посуда

Вазы, чайники и блюда

Ляйсан: синеглазая посуда

Как река, как небеса

Воспитатель: ребята, откуда гжельские изделия получили своё название?

Фархат: под Москвой в Раменском районе в селе Гжель очень давно изготавливались из глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Изделия эти стали называть гжельскими или Гжелью.

Воспитатель: какие цвета используют мастера для росписи своих изделий? (ответы детей) Гжель- это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполнены кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид вазам, чашкам, подносам, чайникам, солонкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Скоморох: а ярмарка гудит:

Один продает, другой покупает, третий меняет.

Скоморох: а теперь, господа, подходите все сюда. Узнаете?

Эсалия: листья, горницы и кони, петухи, скворцы, цветы, городецкие узоры небывалой красоты.

Эльза: из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Роланда: ой, Россия, ты Россия!

Славы не убавилось

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась!

Воспитатель: а что украшали городецкие мастера своей резьбой и росписью?

Эльдар: на реке есть старинный городок – Городец. А за ним леса большие- большие, местами дремучие. Когда то там строили корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные разными фигурами и узорами. На посуде русалки, улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из глины и дерева.

Воспитатель: (дополняет рассказ) самая красивая Городецкая игрушка- это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьёт, удила грызёт, его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. Нигде, кроме Городца такого не увидишь.

Эльдар: хотим в игры играть, чтобы всем показать нашу ловкость и стать.

Игра «Русские узоры».

Воспитатель: ах, какой самовар! Из него валит пар. Чай попьем, посидим, про самовар погорим.

Юля: в Суксуне на Урале самовар родился. В веке 19 в Туле очутился. Самовары делали медные, стальные, а для знатных и богатых - даже золотые.

Алсу: самовар- подарок главный

Он красивый расписной

Ароматный чай отведать не откажется любой.

Юля и Алсу: мы матрешки расписные

Украшаем мы весь свет

В сарафаны нарядились

Им, друзья, ведь сносу нет.

Исполняют песню «Ой, да мы, матрешки».

Юля: наплясались, нету сил. (садится)

Скоморох: слушай, я мешок купил.

Алсу: а что в мешке?

Скоморох: а теперь, позвольте, дорогие гости, отдать вам наше нижайшее почтение

Благодарим за посещение

Приходите в другой раз, уважим

Что-нибудь ещё покажем.

Воспитатель: вот и завершилась наша ярмарка. Подошла пора проститься с вами. Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами щедрая и песенная Русь!

Исп. Песню «Русский сувенир»

(поклон в конце, организационный выход из зала)

Публикации по теме:

Презентация (из опыта работы) Я работаю над проектом "К истокам народного творчества через изобразительную деятельность - рисование". Знакомлю детей с различными видами.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мастерами славится земля»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 16:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...