Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Весна — красна идет»
Конспект занятия «Весна – красна идет»
Цель: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать погоду в разные сезоны
Программное содержание:
1. Уточнять и систематизировать знания о характерных признаках весны, учить устанавливать причинно – следственные связи;
2. Развивать логическое мышление, понимать зависимость между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Весна — красна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Вызывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
Материалы: иллюстрации с изображением весны, первоцветов, птиц, природных явлений и объектов весны.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, наблюдения в природе, загадки, пословицы, поговорки, приметы и признаки весны, просмотр слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку и вы узнаете о каком времени года в ней говорится:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (Весна.)
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, ребята эта загадка о весне. Вы рады весне? Давайте придумаем красивые слова о весне. Какая по вашему весна?
Дидактическое упражнение «Придумай слово»
Весна – (какая) – долгожданная;
Весна – (какая) – ранняя;
Весна – (какая) – звенящая;
Весна – (какая) – цветущая;
Весна – (какая) – зеленая;
Весна – (какая) – звонкая;
Весна – (какая) – теплая;
Воспитатель: Молодцы, ребята очень красивые и добрые слова придумали. Теперь послушайте, пожалуйста, рассказ о весне.
Наступила весна. Небо весной голубое, ясное, высокое. Дует теплый весенний ветерок, солнце светит ярче, греет сильнее. Появляются первые цветы и зеленеет трава. Из дальних стран прилетают перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Животные просыпаются после зимней спячки. Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю. Все рады приходу весны.
Ребята, я предлагаю и вам рассказать о весне, вспомнить приметы и признаки весны : что бывает весной. Начинайте свой ответ со слова «весной».
Весной… небо ясное
Весной солнце начинает пригревать
Весной появляются насекомые
Весной воздух теплый
Весной прилетают птицы.
Весной расцветают первоцветы
Весной дни длинные
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.
Воспитатель: Ребята, молодцы хорошо отвечаете. Вы прекрасно разбираетесь в признаках весны.
А теперь, я хочу с вами поиграть в игры.
Игра «Скажите ласково»
снег - снежок вода - водичка
ручей - ручеек солнце - солнышко
цветок - цветочек корабль - кораблик
дерево – деревце птица – птичка
лист - листик ветер – ветерок
Игра «Скажи наоборот».
-Зимой снег чистый, а весной … (грязный)
-Зимой дни холодные, а весной … (тёплые)
-Зимой погода часто пасмурная, а весной … (ясная)
-Зимой лёд на реке толстый, а весной … (тонкий)
-Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое)
- Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).
Воспитатель: Предлагаю вам отдохнуть.
Проводится физминутка «Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы еще можем сказать о весне. Какие еще признаки весны вам знакомы? Попробуйте отгадать?
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. - Капель.
Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Прошла суровая зима, и к нам пришла. (Весна)
Весна - это пора, когда все. (Оживает, пробуждается, радуется, растет)
Небо весной. (Голубое, высокое, чистое, ясное)
С него нам приветливо сияет. (Солнышко)
Оно уже поднялось. (Выше)
Солнце согревает землю своими. (Лучиками)
Всюду бегут ручейки, так как тает. (Снег)
Скоро вернутся из теплых краев. (Птицы)
На холмах зазеленеет весенняя. (Трава)
Расцветут первые весенние. (Цветы)
Воспитатель: Многие писатели и поэты воспевали в своих произведениях весну. Сочиняли стихи, рассказы, придумывали загадки. А русский народ из постоянных наблюдений за природой в различные сезоны придумал заклички, потешки, пословицы и поговорки. Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о весне :
Без первой ласточки весна не обходится.
Весенний день год кормит.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Готовь сани с весны, а колеса с осени.
Матушка весна всем красна.
Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Грачи, скворец, ласточка.
Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Голубь, воробей, дятел, синица.
Воспитатель: Что люди делают, чтобы помочь птицам прокормиться зимой и весной?
Дети: Строят кормушки зимующим птицам и скворечники для скворцов.
Воспитатель: Все правильно, ребята, отвечаете. Предлагаю вам поиграть в игру:
Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?
Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Давайте отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (
Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Послушайте стихотворение о весне.
Весенние месяцы
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Название каких месяцев вы услышали в стихотворении?
Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай».
Так что же весной ярко светит, греет, припекает?
Дети отвечают.
Воспитатель: Надо солнышко позвать и вместе с ним поиграть.
Воспитатель вносит солнышко и лучики.
Воспитатель: Солнышко пока к нам добиралось все свои лучики растеряло. Надо как-то исправить положение.
Игра «Собери солнышко»
Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
В конце занятия дети рисуют свои маленькие солнышки.