МААМ-картинки

Конспект занятия по работе психолога. Занятие психологопедагогической разгрузки. Тема «Говорим правильно»

Светлана Валентиновна Варкентин
Конспект занятия по работе психолога. Занятие психологопедагогической разгрузки. Тема «Говорим правильно»

Занятие психологопедагогической разгрузки.

Тема «Говорим правильно»

Автор: Варкентин С. В., педагог-психолог, высшей квалификационной категории, МАДОУ ЦРР д/с №131, г. Калининград

Методические советы: предлагаемый материал можно использовать при проведении психокоррекционных занятий в процессе изучения письма.

Публикация «Конспект занятия по работе психолога, Занятие психологопедагогической разгрузки, Тема „Говорим правильно“» размещена в разделах

Цель: тренировка фонематического восприятия, формирование умения анализировать звуковой состав слова (например гласного звука).

Ход занятия.

Вступительное слово воспитателя: Дорогие ребята! Сядьте удобно и правильно. Руки свободно положите на парту. Ручки у вас дружат. Ноги поставьте ровно. Ножки у вас тоже дружат. Глазки внимательные, красивые смотрят на меня.

На нашем занятии, ребята, мы будем учиться красиво и правильно говорить. Это поможет грамотно писать, читать, правильно говорить, интересно рассказывать разные истории и даже сочинять. Только нам надо будет выполнять два условия: очень стараться и не должны огорчаться, если что-то не получиться. На наших занятиях всем будет интересно и весело. Итак, будем внимательны. Начинаем наше занятие.

Цель первого этапа. Расслабление и одновременно концентрация внимания, сосредоточение на деятельности, развитие дыхания, сообразительности, наблюдательности.

1. Игра: «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем».

Воспитатель: Ребята, выберем водящего, который будет рассказывать: что мы делали. (Водящий выходит за дверь). А теперь все вместе, придумаем, как мы покажем водящему, если будем:

Греть замерзшие руки,

Надувать шар,

Мыть шею и руки,

Играть в снежки,

Плавать в море и т. д.

Водящий перед каждым упражнение приходит и говорит:

Здравствуйте, дети! Где вы были, что видели?

Дети отвечают:

Где мы были – не скажем, а что делали – покажем.

Игра проводится несколько раз (2 – 3 упр. сразу).

Воспитатель наблюдает за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях.

Воспитатель: А теперь сядем на места. Положим ручки на животик. Восстановим дыхание. Вдох через одну половину носа, а выдох через другую. Начинаем: через правую ноздрю, через левую.

2. Сказка «Веселый язычок».

Воспитатель: а сейчас вы услышите сказку, которую вам никто никогда не рассказывал. И вы тоже будете мне помогать. «Жил Язычок в своем домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калиточку. (Дети работают с зеркалом. Высовывается весь язык). Посмотрел Язычок вверх, светит ли солнышко (язык вверх). Потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (вниз). Понравилось Язычку на улице и он решил погулять (направо, налево, вверх, вниз, не касаясь губ). Устал Язычок, решил поесть, чтобы больше сил набраться. И стал Язычок молоко лакать, как кошечка (язык в форме чашечки). Наелся Язычок, но губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (по кругу).

А теперь почистим зубки (снаружи и изнутри). Сделал все Язычок и опять решил поиграть. Увидел Язычок качели и стал качаться на них (язык лопатообразный). потом решил покататься на лошадке (цоканье). Устал Язычок и пошел спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту).»

3. Пальчиковая гимнастка «Дружба».

Способствует развитию речи, т. к. моторика руки связана с речевыми центрами.

Воспитатель: дружат в нашей группе девочки и мальчики. И мы с вами подружимся, маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (Сначала руки соединяются в замок. Кисти поворачиваются вправо и влево. Кончики пальцев вместе. Поочередно касание пальцев, начиная с мизинцев, потом наоборот. Стряхивание кистей.)

[b]

[/b]4. Игра «Веселое путешествие».

Музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Отправляемся в страну Говорилок. Дети становятся в круг, рассчитываются на один, два, три. Первый двигается вправо по кругу, другие – влево по кругу, третьи стоят и хлопают в ладоши. Затем дети меняются местами.

Цель второго этапа: развитие сенсомоторных качеств.

Воспитатель: вот мы и пришли в страну Говорилок. Нас встречают игрушки-зверушки. Они принесли задания, которые вы будите выполнять. Назовите, кто к нам пришел (Заяц, Медведь, Собака и др.).

Задание 1. «Определи мое место».

Цель: закрепить понятие «ряд», «начало», «конец», «середина», «справа», «слева», «между», развивает умение воспроизводить последовательный ряд.

Все игрушки построили в ряд. Назовите, кто стоит в начале ряда, кто за Зайкой, кто за Собакой и т. д. Кто спрятался между Мышкой и Слоненком, кто слева от Мышки и т. д. Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза. (Изменить местоположение одной игрушки). Посмотрите, кто запутался из зверушек и не находит свое место. Верните его, пожалуйста, на место. (Потом меняются местами две игрушки, три) .

Задание 2. «Верные картинки».

Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принесли зверушки. (Показывает конверт (На картине стол обеденный и письменный; овощи и фрукты; мальчик и девочки и т. д.).(Один конверт раздается детям, другой находится у воспитательницы). Я буду показывать картинку, вы находите такую же у себя. (1-й тап игры). А теперь я буду описывать картинку, не показывая ее, а вы угадайте и покажите. (2-й этап игры). Чтобы собрать все картинки, поиграем еще. Зайке соберем овощи, Мышке – фрукты.

Цель третьего этапа: активизация мыслительных операций (анализ и синтез, мнемические процессы, фонематическое восприятие.

Упражнение 1. «Посмотри и назови».

Набор картинок (девочка плачет, Оля охает, медвежонок рычит, паровоз гудит).

Воспитатель: скажите, какой звук мы произносим, когда плачем (а). (Рот раскрыт на два пальца, губы свободно открыты и т. д.). Теперь я покажу, как звучат картинки, а вы покажите букву, которой можно обозначить название этой картинки. (Воспитатель беззвучно показывает артикуляцию (а, (о, (у, а дети поднимают нужную букву.).

Упражнение 2. Игра «Послушай и сложи».

Детям раздаются кружки красного, зеленого, желтого цвета. У них есть свои названия: красный – а, желтый – у, зеленый – ы.

Воспитатель: чтобы вы запомнили из названия, каждый покажет нам без голоса гласный звук, а все поднимут нужный кружок. А теперь отложите сколько кружков по цвету, сколько звуков я назову: ау, ыу, уа, аы, ауы, аыу, ыуа, ыау.

Упражнение 3. Игра «Узнай и назови».

Задание в конверте.

Воспитатель: я прочитаю слоги, а вы скажите, какой общий звук встречается во всех слогах.

ул – ус – ук

ар –ам – ан

ил – ит – ис

ол – он - ор

ах – ал – ас

то – со – ло

ру – пу – ту

ти – ки – пи

Картинки, которые принес Медвежонок, вы не будете называть, а запомните первую букву, с которой начинается название картинки.

и – иголка, индюк, инструмент

а – арбуз, автобус, апельсин

у – усы, удочка, утка, утюг

о – осы, очередь, орден.

Воспитатель: вот и все задания, которые принесли вам зверюшки. Возьмите их, поиграйте с гостями. Назовите, с какой игрушкой вы играли. Какие гласные звуки есть в этом слове, определите их место.

Цель четвертого этапа: релаксация. Расслабление мышц речевого аппарата.

Воспитатель: сейчас, ребята, игрушки устали и вы устали. Мы с вами начнем отдыхать, расслабимся. Сядьте ближе к краю стула, обопритесь об спинку, руки свободно положите на колени, ножки немного расставьте в стороны.

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье.

Слушайте и делайте так, как я: вдох – выдох. Руки не напряжены, все тело расслаблено.

Упражнение «Хоботок» (звук у).

Воспитатель: вытяните губы хоботком. Губы напрягли, а теперь они становятся мягкими, ненапряженными. Слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение «Лягушки» (звук и).

Рот понравится лягушкам:

Тянет губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

И не сколько не устану.

Губы не напряжены, расслаблены.

Воспитатель: зверюшки и вы, ребята, очень хорошо поработали. А теперь мы немножко полентяйничаем и посмотрим, кто самый лучший у нас лентяй.

Упражнение «Конкурс лентяев».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель читает стихотворение В. Викторова на фоне музыки Д. Кобалевского «Лентяй».

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук –

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной

Лежебока видит сон

Будто делом занят он

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

(Дети изображают ленивого Барсука. Укладываются на коврик или мат и стараются как можно глубже расслабиться).

Вы были молодцы. Спасибо. Сейчас мы пообедаем и все превратимся в своих кроватках в ленивых Барсучков.

Публикации по теме:

Занятие психо-лого-педагогической разгрузки «Представьте, сегодня мы…» Занятие психо-лого-педагогической разгрузки. Тема : «Представьте, сегодня мы…» Автор: Варкентин С. В., педагог-психолог, высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по работе психолога. Занятие психологопедагогической разгрузки. Тема «Говорим правильно»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 19:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД