Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».

Ирина Кустова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».

Конспект занятия в старшей группе (I период).

Лексическая тема «Овощи».

Цель: Закрепить знания детей об овощах, расширять и уточнять глагольный словарь по теме.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и относительные прилагательные.

Упражнять в правильном согласовании прилагательных с существительными в разных падежных формах.

Развивать логическое мышление, речевую активность, память, мелкую моторику.

Словарь:

Новые словосочетания - белокочанная капуста, стручковый горошек, длиннохвостая свёкла, гладкокожий помидор, длинноносая морковь, толстокорая тыква, репчатый лук, круглобокая репа, томатная паста, томатный сок.

Активизировать - копаю, выкапывают, дергаю, выдергивают, снимаю, срезаю, режем, мнем, чистим, трем, солим, пробуем; свежий, твердая, сладкая, сочная, соленая, хрустящая.

Оборудование: демонстрационный материал - картина «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей; раздаточный материал - эмблемы овощей на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», отгадывание описательных загадок об овощах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

Морковь - капуста - кастрюля — лук;

огурец - баклажан - яблоко - помидор;

редька - репка - перец - редиска.

Уточнить, почему один из предметов считается «лишним».

2. Дидактическая игра «Сбор урожая», (по картинкам)

- Что делают люди на поле? (собирают овощи)

- Какие овощи собирают люди осенью? (перечисление овощей)

- Пойдёмте собирать овощи. Все овощи собирают по-разному. Покажите, как убирают урожай.

Дети имитируют сбор овощей: выкапывают картофель, выдёргивают морковь, снимают с куста перец, помидоры и т. д.

Все действия проговариваются. («Я копаю картошку». «Я дергаю морковку». «Я срезаю капусту»..)

3. Дидактическая игра «Какие овощи. (с муляжами)

- Посмотрите, какие овощи мы собрали. Угадайте, о каком овоще можно сказать, что он длинный, зелёный, гладкий, овальный, свежий.

- Что это? (огурец)

- А это что? Круглая, бордовая, гладкая, твёрдая, сладкая, длиннохвостая.

- Что это? (свекла) Почему её называют длиннохвостой? Аналогично подбираются прилагательные к существительным: «помидор», «лук», «морковь», «тыква», «репа»; уточняя, почему помидор гладкокожий, луч репчатый, морковь длинноносая, тыква толстокорая, репа круглобокая.

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

- Я тоже собирала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показ картинок).

- Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик.

- Помогите мне правильно назвать мелкие овощи. Аналогично по каждому овощу.

5. Физкультминутка «Повар и овощи».

- Решила я стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять - Дети считают хором,

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, хлопают,

Ножками потопаем. топают.

Наклонились, Дети выполняют наклоны,

Покружились, кружатся вокруг себя.

В овощи все превратились. Достают из корзинки эмблему овоща.

6. Упражнение в предложно-падежных формах.

- Кем ты будешь? (капустой) Ты будешь белокочанной капустой. Какой капустой ты будешь? (белокочанной капустой) А ещё, какой капустой ты будешь? (крупной) Скажи о себе: какой капустой ты будешь? (Я буду крупной белокочанной капустой).

- А ты? (горохом) Ты будешь стручковым горошком. Каким горохом? (стручковым горошком) А ещё каким? (зелёным горошком) Скажи о себе. («Я буду стручковым зелёным горошком»). Аналогично проговаривая с каждым ребенком.

7. Дидактическая игра «Меню»

- Наши повара просят помочь составить меню из овощей. Какой можно приготовить салат из моркови? (морковный) А из картофеля? (картофельный)

- Какое пюре получится из гороха? (гороховое) А из тыквы? (тыквенное)

- Какая икра получится из кабачков? (кабачковая) А из баклажанов? (баклажановая)

Обратить внимание детей, что из помидоров готовят томатную пасту, томатный сок.

8. Развитие мелкой моторики.

- Давайте поможем нашим поварам засолить на зиму капусту. Что мы будем делать с овощами? (резать, мять, чистить, тереть, солить, пробовать)

Мы капусту режем, Имитация движений.

Мы капусту мнём.

Мы морковку чистим,

Мы морковку трём.

А потом посолим - пробовать начнём.

- Какая получилась у нас капуста? (солёная, квашеная, вкусная, сочная, хрустящая)

9. Итог занятия.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Судоку
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».
Опубликовано: 6 августа 2013 в 12:48
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...