Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».

Ирина Кустова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».

Конспект занятия в старшей группе (I период).

Лексическая тема «Овощи».

Цель: Закрепить знания детей об овощах, расширять и уточнять глагольный словарь по теме.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и относительные прилагательные.

Упражнять в правильном согласовании прилагательных с существительными в разных падежных формах.

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме „Овощи“,» размещена в разделах

Развивать логическое мышление, речевую активность, память, мелкую моторику.

Словарь:

Новые словосочетания - белокочанная капуста, стручковый горошек, длиннохвостая свёкла, гладкокожий помидор, длинноносая морковь, толстокорая тыква, репчатый лук, круглобокая репа, томатная паста, томатный сок.

Активизировать - копаю, выкапывают, дергаю, выдергивают, снимаю, срезаю, режем, мнем, чистим, трем, солим, пробуем; свежий, твердая, сладкая, сочная, соленая, хрустящая.

Оборудование: демонстрационный материал - картина «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей; раздаточный материал - эмблемы овощей на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», отгадывание описательных загадок об овощах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

Морковь - капуста - кастрюля — лук;

огурец - баклажан - яблоко - помидор;

редька - репка - перец - редиска.

Уточнить, почему один из предметов считается «лишним».

2. Дидактическая игра «Сбор урожая», (по картинкам)

- Что делают люди на поле? (собирают овощи)

- Какие овощи собирают люди осенью? (перечисление овощей)

- Пойдёмте собирать овощи. Все овощи собирают по-разному. Покажите, как убирают урожай.

Дети имитируют сбор овощей : выкапывают картофель, выдёргивают морковь, снимают с куста перец, помидоры и т. д.

Все действия проговариваются. («Я копаю картошку». «Я дергаю морковку». «Я срезаю капусту»..)

3. Дидактическая игра «Какие овощи. (с муляжами)

- Посмотрите, какие овощи мы собрали. Угадайте, о каком овоще можно сказать, что он длинный, зелёный, гладкий, овальный, свежий.

- Что это? (огурец)

- А это что? Круглая, бордовая, гладкая, твёрдая, сладкая, длиннохвостая.

- Что это? (свекла) Почему её называют длиннохвостой? Аналогично подбираются прилагательные к существительным: «помидор», «лук», «морковь», «тыква», «репа»; уточняя, почему помидор гладкокожий, луч репчатый, морковь длинноносая, тыква толстокорая, репа круглобокая.

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

- Я тоже собирала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи : и большие, и маленькие (показ картинок).

- Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик.

- Помогите мне правильно назвать мелкие овощи. Аналогично по каждому овощу.

5. Физкультминутка «Повар и овощи».

- Решила я стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять - Дети считают хором,

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, хлопают,

Ножками потопаем. топают.

Наклонились, Дети выполняют наклоны,

Покружились, кружатся вокруг себя.

В овощи все превратились. Достают из корзинки эмблему овоща.

6. Упражнение в предложно-падежных формах.

- Кем ты будешь? (капустой) Ты будешь белокочанной капустой. Какой капустой ты будешь? (белокочанной капустой) А ещё, какой капустой ты будешь? (крупной) Скажи о себе: какой капустой ты будешь? (Я буду крупной белокочанной капустой).

- А ты? (горохом) Ты будешь стручковым горошком. Каким горохом? (стручковым горошком) А ещё каким? (зелёным горошком) Скажи о себе. («Я буду стручковым зелёным горошком»). Аналогично проговаривая с каждым ребенком.

7. Дидактическая игра «Меню»

- Наши повара просят помочь составить меню из овощей. Какой можно приготовить салат из моркови? (морковный) А из картофеля? (картофельный)

- Какое пюре получится из гороха? (гороховое) А из тыквы? (тыквенное)

- Какая икра получится из кабачков? (кабачковая) А из баклажанов? (баклажановая)

Обратить внимание детей, что из помидоров готовят томатную пасту, томатный сок.

8. Развитие мелкой моторики.

- Давайте поможем нашим поварам засолить на зиму капусту. Что мы будем делать с овощами? (резать, мять, чистить, тереть, солить, пробовать)

Мы капусту режем, Имитация движений.

Мы капусту мнём.

Мы морковку чистим,

Мы морковку трём.

А потом посолим - пробовать начнём.

- Какая получилась у нас капуста? (солёная, квашеная, вкусная, сочная, хрустящая)

9. Итог занятия.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».
Опубликовано: 6 августа 2013 в 12:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД