Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования в подгруппах»

Галина Евгеньевна Будилова
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования в подгруппах»

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования в подгруппах»

Цель: развивать связную монологическую речь; помочь детям понять замысел сказки; сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям; учить понимать тему и содержание сказки; учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; озаглавливать, выделять смысл каждой части рассказывания; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; учить понимать значение слов, характеризующих движения героев; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, улавливать оттенки в их значениях; использовать восклицательную, вопросительную интонацию.

Воспитывать у детей дружелюбие, взаимовыручку, самостоятельность, активность, творчество, внимание, мышление, усидчивость.

Оборудование: игрушки (лиса, волк); схемы – заместители; сюжетные картинки; конверты с заданиями; листы с нарисованными кругами; столы со скатертями серого и оранжевого цвета.

Ход занятия: (дети стоят около воспитателя)

- Дети вы любите сказки? (да);

- Я предлагаю вам отправится в чудесную страну сказок. Обычно все сказочные чудеса происходят ночью. Представьте себе, что наступила ночь. В комнате горят свечи, тишина. Чтобы очутиться в волшебной стране, нужно погасить свечи и произнести волшебные слова. Возьмем в руки воображаемые свечи и будем на них дуть.

(выполняется упражнение на дыхание: сначала прерывисто с усилением; потом плавно с усилением)

- Вот мы и погасили свечи, говорим волшебные слова:

Тили, тили, тили бом,

Открывайся сказкин дом!

- Закройте глаза и представьте себе волшебную страну.

(Воспитатель читает стихотворение)

Всем известно, только в сказках,

Есть волшебная страна,

Там волшебной чудо-краской

Разукрашены дома,

Там живут герои сказок,

Происходят чудеса,

Все увидите вы сами,

Открывайте-ка глаза!

- Нас встречают герои сказок. Кто они? (лиса и волк)

- Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе («Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок»).

(если дети затрудняются, показать иллюстрации к сказкам)

- Какая лиса в этих сказках? (хитрая, плутовка, коварная, безжалостная, жадная).

- Вспомните сказки, в которых рассказано о волке («Теремок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк»).

- Какой волк в сказках? (злой, хитрый, коварный).

- Есть ли сказки, в которых волк добрый («Волк и теленок», «Лисичка-сестричка и серый волк»).

-Посмотрите около зверей лежат конверты. Давайте откроем их.

(около лисички лежит оранжевый конверт – задание от лисы, около волка лежит серый конверт – задание от волка)

- Давайте мы с вами разделимся на две команды, т. к. у нас с вами два конверта. Посмотрите, стоят два стола, накрыты скатертями такого же цвета, значит, там вы будете выполнять задания.

(задания от Лисы выполняются за столом с оранжевой скатертью, задания от Волка - за столом с серой скатертью).

(дети садятся за столы)

- Открываем серый конверт и читаем письмо

(«Дети меня всегда изображают злым, а я ведь хочу быть добрым и со всеми дружить. Расскажите обо мне добрую сказку, а помогут вам в этом мои картинки»)

- Дети вот вам всем по конверту, разложите по порядку картинки, придумайте сказку и название к ней, раскрасьте картинку, которая вам очень понравилась.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования в подгруппах»

(дети за серым столом выполняют задание самостоятельно. Воспитатель подходит к другому столу)

- Давайте откроем оранжевый конверт и прочитаем письмо.

(«Очень мне хочется послушать сказку о том, как я ловко вылезла из колодца, а помогут вам в этом мои схемы»)

- Дети о какой сказке идет речь? («Лиса и козел»)

- Давайте посмотрим, что лежит в конвертах.

(Схемы-заместители)

(колодец)

(Красная полоска - "человек", оранжевый овал - "Лиса", синий треугольник - "Козел")

- Давайте вспомним эту сказку и расскажем ее, используя схемы- заместители.

(дети по очереди рассказывают сказку и выкладывают схемы-заместители)

- Какая лиса в этой сказке? (хитрая, ловкая, плутовка).

- Какой козел? (глупый, доверчивый).

- Чему учит нас эта сказка (нельзя доверять незнакомым, нужно постоянно учится).

- Какую пословицу можете назвать к этой сказке? (Век живи, век учись).

- А сейчас я вам предлагаю стать волшебниками и превратить кружочки в сказочных героев.

(детям дают листы бумаги с нарисованными кружочками, дети дорисовывают детали - "сказочные герои")

(дети этой группы работают самостоятельно. Воспитатели подходят к первой группе)

- Давайте посмотрим, как разложили картинки ребята.

- Как вы думаете, что мы будем составлять, рассказ или сказку? (сказку)

- Как вы догадались? (волк ловит рыбу на удочку, так не бывает)

- Давайте посмотрим на первую картинку.

- О ком будем рассказывать? (о волке)

- Куда отправился волк? (на рыбалку)

- Каким был день, когда волк пошел на рыбалку (ясным, солнечным, теплым, летним).

- Какое настроение было у волка? (радостное, веселое).

- О чем нам расскажет вторая картинка? (волк закинул удочку и поймал рыбу).

- Как вы думаете, волк сразу поймал рыбу или нет? (он несколько раз закидывал удочку и наконец, клюнула рыба)

- Рыба, была какая? (большая, огромная).

- Значит она не рыба, а … (рыбища)

- Волку легко было ее тащить? (он с трудом ее тащил)

- Что дальше произошло с волком? (он не удержал удочку и упал в воду, а рыба выпрыгнула из воды и оказалась на мостике).

- Как вы думаете, чем закончилась сказка? (волк отпустил рыбу в реку).

- Как мы назовем нашу сказку? (волк на рыбалке)

- Давайте расскажем эту сказку еще раз.

(дети по очереди по картинкам рассказывают сказку)

- Ну а теперь давайте посмотрим, в каких сказочных героев превратились наши кружочки.

(одна группа детей рассматривает рисунки, другая группа рассказывает что нарисовано)

- Вы все молодцы, хорошо работали. Давайте вспомним, и назовем, чему же нас учат сказки.

(игра с мячом в кругу)

(воспитатель кидает мяч ребенку, а ребенок говорит, чему учат сказки)

Сказки учат: быть добрым, помогать в беде, быть дружелюбными, делиться игрушками, играть всем вместе, никого не обижать и не обманывать.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.

Мы видели сказку, мы в сказке играли,

Ну и, конечно, немножко устали,

Закончились наши большие дела,

Нам в садик уже возвращаться пора

- Сказочные герои вам приготовили подарки (детям раздаются конфеты)

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Тема по самообразованию «Развитие связной речи через обучению рассказыванию» Тема: Развитие связной речи через обучению рассказыванию. Цель: -Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Домашние животные
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию с помощью наглядного моделирования в подгруппах»
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 21:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...