Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»

Наталья Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»

Задачи: закреплять знания детей о животном и растительном мире Севера, обобщать знания путём введения новой информации о природном мире Севера. Развивать у детей конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных – в свете, тепле, влаге, месте обитания и защите от врагов. Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок, составлении простых и сложных предложений, согласованию слов в предложении, активизировать словарь. Воспитывать положительное отношение к природному и животному миру.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному зимнему лесу. А что такое лес? (Лес – это деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы и все лесные обитатели.) А теперь отправляемся в путешествие.

Вот мы с вами и очутились в сказочном зимнем лесу.

Здравствуй, лес! Зимний лес! Полный сказок и чудес!

Ребята, а что происходит с деревьями и кустарниками зимой? (Деревья и кустарники стоят голые, без листьев, покрыты снегом.) А как вы думаете, деревьям холодно под снегом? (Нет, снег оберегает деревья от мороза. Если бы не было снега, деревьям было бы холодно зимой.) А какие деревья растут в наших северных лесах? (Рябина, ель, сосна, осина, берёза.)

На этой сказочной полянке мы с вами поиграем. Игра называется: "Узнай дерево по описанию". В разных местах полянки находятся картинки деревьев, посмотрите, пожалуйста. Вы должны угадать, про какое дерево я говорю и подбежать к нему. Слушайте внимательно.

Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, к весне на дереве появляются серёжки. Раз, два, три, к этому дереву беги!

Что это за дерево? (Это берёза.) Сядем на пенёчки под берёзой (на стульчики).

Берёзка очень рада, что мы пришли к ней в гости. Ребята, давайте скажем красивые слова берёзке. (Белоствольная красавица, стройная берёзонька, кудрявая, ненаглядная.)

Серёжа выучил стихотворение о берёзе. Сейчас он нам его прочтёт. (Читает стихотворение.)

Серебром покрыты

Тонкие берёзы,

Словно поседели

И уснули в грёзах.

Словно наступила

В их душе зима,

Инеем укрыла,

Снегом замела.

Берёза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, всё выгорит дотла. Кажется, что теперь долго на пепелище никакой растительности не будет. А вот и нет. Опустятся в землю берёзовые семена и появятся крохотные берёзки, а через некоторое время на этом месте будет берёзовая роща. Ребята, а что необходимо берёзке, чтобы она выросла такой красавицей? (Ей необходимы свет, тепло, влага.)

А теперь, ребята, послушайте загадку о другом дереве, которое растёт у нас на севере. "Платье потерялось, а пуговицы остались". Раз, два, три, к этому дереву беги! Как же это дерево называется? (Это рябина.)

Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)

Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)

Внимательно посмотрите на третье дерево. Про это дерево есть загадка. Кто помнит? "Зимой и летом одним цветом". Раз, два, три, к этому дереву беги! Что это за дерево? (Это ель.)

Ребята, а чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели нет листочков, у неё иголки, которые называются хвоя. Зимой ель не сбрасывает хвою и не меняет цвет.)

А сейчас мы немножко отдохнём на лесной полянке. Встаём в круг, делаем движения, как в стихотворении.

Ёжик весело шагает,

Ножки выше поднимает.

И на пяточках шагает –

Кверху носик поднимает.

Ёжик прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

На носочки ёжик встал –

И в ладошки хлопать стал.

Ой, ребята, а кто это по ёлочкам ловко скачет и в дупле орешки прячет? (Белка.) Где в лесу живёт белка? (В дупле.) Не только в дупле, она живёт ещё в гнезде. Белочка очень ловкая, а что ей помогает так ловко прыгать с дерева на дерево? (Хвост.) Как белочка приготовилась к зиме? (Сменила рыжий мех на серый, густой; приготовила запасы – грибы, орешки, которые закапывает в снегу.)

Ребята, зимой белый, а летом серый, кто это? (Это заяцбеляк.) Где в лесу дом зайца? (У зайца нет дома, он может жить под любым кустиком.) Ребята, у зайца и белки много врагов, кто они? (Лиса и волк.) Почему их боятся заяц и белка (Они на них охотятся, могут их съесть.)

А кто знает загадку про лису? ("Хвост пушистый, мех золотистый".) А как лиса готовится к зиме? (Лиса линяет. Вырастает густой тёплый подшёрсток; у неё глубокая, тёплая нора.) А чем питается лиса? (Охотится на мышей, зайцев, птиц.) Ребята, хоть лиса и хищница, у неё тоже есть враги. Кто это? (Волк.) Где живёт волк? (В логове.)А как зовут детёнышей волка? (Волчата – показываю картинку.) Правда, они хорошие? Может, заберём их к себе домой? (Решение проблемной ситуации – их нельзя брать домой, их дом – лес. Волчата могут погибнуть.)

Ребята, а вот мы с вами уже долго в лесу и не встретили медведя. Почему, как вы думаете? (Он спит в берлоге.) А где он берёт себе пищу? (Он всё лето ест много ягод, мёда, накапливает жир, а зимой его организм питается этим жиром.)

Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? О каких деревьях мы разговаривали? Каких животных мы встретили в лесу? А каких ещё животных можно встретить в нашем северном лесу? (Оленя, лося, ежа.)

Ребята, вы сегодня показали свои знания, умение отгадывать и загадывать загадки. Молодцы! Вы довольны нашей прогулкой? А теперь пора собираться домой.

Публикации по теме:

Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе.Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представление детей о диких животных Севера и жарких стран. Развивать связную речь. Задачи: Расширить и углубить представление.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность "Животные Крайнего Севера и Тундры".Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»
Опубликовано: 29 января 2014 в 23:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» — праздничная газета второй младшей группы — фотоотчёт
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Молодежно-патриотическое мероприятие «День памяти и скорби»
22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война, ежегодно 22 июня в моем родном поселке проводится молодежно - патриотическое мероприятие «День...