Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»

Наталья Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»

Задачи: закреплять знания детей о животном и растительном мире Севера, обобщать знания путём введения новой информации о природном мире Севера. Развивать у детей конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных – в свете, тепле, влаге, месте обитания и защите от врагов. Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок, составлении простых и сложных предложений, согласованию слов в предложении, активизировать словарь. Воспитывать положительное отношение к природному и животному миру.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному зимнему лесу. А что такое лес? (Лес – это деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы и все лесные обитатели.) А теперь отправляемся в путешествие.

Вот мы с вами и очутились в сказочном зимнем лесу.

Здравствуй, лес! Зимний лес! Полный сказок и чудес!

Ребята, а что происходит с деревьями и кустарниками зимой? (Деревья и кустарники стоят голые, без листьев, покрыты снегом.) А как вы думаете, деревьям холодно под снегом? (Нет, снег оберегает деревья от мороза. Если бы не было снега, деревьям было бы холодно зимой.) А какие деревья растут в наших северных лесах? (Рябина, ель, сосна, осина, берёза.)

На этой сказочной полянке мы с вами поиграем. Игра называется: "Узнай дерево по описанию". В разных местах полянки находятся картинки деревьев, посмотрите, пожалуйста. Вы должны угадать, про какое дерево я говорю и подбежать к нему. Слушайте внимательно.

Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, к весне на дереве появляются серёжки. Раз, два, три, к этому дереву беги!

Что это за дерево? (Это берёза.) Сядем на пенёчки под берёзой (на стульчики).

Берёзка очень рада, что мы пришли к ней в гости. Ребята, давайте скажем красивые слова берёзке. (Белоствольная красавица, стройная берёзонька, кудрявая, ненаглядная.)

Серёжа выучил стихотворение о берёзе. Сейчас он нам его прочтёт. (Читает стихотворение.)

Серебром покрыты

Тонкие берёзы,

Словно поседели

И уснули в грёзах.

Словно наступила

В их душе зима,

Инеем укрыла,

Снегом замела.

Берёза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, всё выгорит дотла. Кажется, что теперь долго на пепелище никакой растительности не будет. А вот и нет. Опустятся в землю берёзовые семена и появятся крохотные берёзки, а через некоторое время на этом месте будет берёзовая роща. Ребята, а что необходимо берёзке, чтобы она выросла такой красавицей? (Ей необходимы свет, тепло, влага.)

А теперь, ребята, послушайте загадку о другом дереве, которое растёт у нас на севере. "Платье потерялось, а пуговицы остались". Раз, два, три, к этому дереву беги! Как же это дерево называется? (Это рябина.)

Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)

Ребята, а почему так говорится в загадке? Что такое платье? А что такое пуговицы? Скажите, ребята, а чем рябина отличается от берёзы? (У рябины кора тёмная, шершавая, на дереве висят гроздья красных ягод – рябины.) А какие птицы прилетают к рябине? (Снегири, свиристели.) А зачем они прилетают? (Чтобы поклевать сладкие ягодки рябины. В них много полезных веществ.)

Внимательно посмотрите на третье дерево. Про это дерево есть загадка. Кто помнит? "Зимой и летом одним цветом". Раз, два, три, к этому дереву беги! Что это за дерево? (Это ель.)

Ребята, а чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели нет листочков, у неё иголки, которые называются хвоя. Зимой ель не сбрасывает хвою и не меняет цвет.)

А сейчас мы немножко отдохнём на лесной полянке. Встаём в круг, делаем движения, как в стихотворении.

Ёжик весело шагает,

Ножки выше поднимает.

И на пяточках шагает –

Кверху носик поднимает.

Ёжик прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

На носочки ёжик встал –

И в ладошки хлопать стал.

Ой, ребята, а кто это по ёлочкам ловко скачет и в дупле орешки прячет? (Белка.) Где в лесу живёт белка? (В дупле.) Не только в дупле, она живёт ещё в гнезде. Белочка очень ловкая, а что ей помогает так ловко прыгать с дерева на дерево? (Хвост.) Как белочка приготовилась к зиме? (Сменила рыжий мех на серый, густой; приготовила запасы – грибы, орешки, которые закапывает в снегу.)

Ребята, зимой белый, а летом серый, кто это? (Это заяцбеляк.) Где в лесу дом зайца? (У зайца нет дома, он может жить под любым кустиком.) Ребята, у зайца и белки много врагов, кто они? (Лиса и волк.) Почему их боятся заяц и белка (Они на них охотятся, могут их съесть.)

А кто знает загадку про лису? ("Хвост пушистый, мех золотистый".) А как лиса готовится к зиме? (Лиса линяет. Вырастает густой тёплый подшёрсток; у неё глубокая, тёплая нора.) А чем питается лиса? (Охотится на мышей, зайцев, птиц.) Ребята, хоть лиса и хищница, у неё тоже есть враги. Кто это? (Волк.) Где живёт волк? (В логове.)А как зовут детёнышей волка? (Волчата – показываю картинку.) Правда, они хорошие? Может, заберём их к себе домой? (Решение проблемной ситуации – их нельзя брать домой, их дом – лес. Волчата могут погибнуть.)

Ребята, а вот мы с вами уже долго в лесу и не встретили медведя. Почему, как вы думаете? (Он спит в берлоге.) А где он берёт себе пищу? (Он всё лето ест много ягод, мёда, накапливает жир, а зимой его организм питается этим жиром.)

Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? О каких деревьях мы разговаривали? Каких животных мы встретили в лесу? А каких ещё животных можно встретить в нашем северном лесу? (Оленя, лося, ежа.)

Ребята, вы сегодня показали свои знания, умение отгадывать и загадывать загадки. Молодцы! Вы довольны нашей прогулкой? А теперь пора собираться домой.

Публикации по теме:

Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе.Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представление детей о диких животных Севера и жарких стран. Развивать связную речь. Задачи: Расширить и углубить представление.

Проектная деятельность детей 5–6 лет «Животные Крайнего Севера и тундры» Проектная деятельность "Животные Крайнего Севера и Тундры".Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира Крайнего Севера и.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Природный мир Севера»
Опубликовано: 29 января 2014 в 23:32
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...