МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Ольга Бакина
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема : Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Программное содержание:

совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение; воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Тема: „Знакомство с картиной В, М, Васнецова „Иван-царевич на сером волке“,» размещена в разделах

Оборудование:

искусственная ель, картинки в футлярах от «киндер-сюрприза», здания, деревья, цветы, фотографии картин, проектор, экран, компьютер, пиктограммы, мяч, указка, елочные игрушки, цветные карандаши.

Предварительная работа:

чтение сказки «Иван-царевич и серый волк», беседа о художнике В. М. Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины, прослушивание музыкального отрывка (Э. Григ «В пещере горного короля»).

___

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся.

Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? А вот и елочка, давайте станем вокруг нее в хоровод. Посмотрите, елочку украшают подарки. А в подарках этих живут герои одной русской народной сказки. И вы их хорошо знаете. Отгадайте мои загадки.

Загадки

Мчится он на сером волке,

Обгоняя птиц полет.

Не король, не королевич,

Его зовут … (Иван-царевич).

Послушайте еще одну загадку.

Он бывает страшный,

Он бывает злой,

Но царевичу помог он

Справиться с бедой.

Он в зайчатах знает толк.

Кто же это? (Серый волк).

Логопед: Молодцы, вы правильно отгадали все мои загадки. Снимите с елки подарки и посмотрите, что в них. Да это же отгадки! Сложите призы и поставьте на стол.

- Дети, вы говорили сейчас об Иване-царевиче, о сером волке, жар-птице. Из какой сказки эти герои? («Иван-царевич и серый волк»).

II. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации.

Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с картинами, на которых изображены сказки.

- Назовите имя великого русского художника, который написал очень много картин к сказкам и былинам. (В. М. Васнецов). (портрет)

- Какие картины В. М. Васнецова по сказкам вы знаете?

- Ребята, а где живут картины? (В музеях, галереях, вернисажах).

Логопед: Самая знаменитая выставка картин находится в Москве в Третьяковской галерее (слайд). Но до Москвы нам добираться далеко. Что можно придумать для картин у нас в Ставрополе? Давайте построим в Ставрополе в улицу Сказочных картин.

- Что нужно сделать, чтобы появилась улица?

- Ребята, чтобы вы сделали, чтобы улица была красивой, а воздух был чистым и свежим? (Цветы, деревья).

Мы будем строителями. Строить нужно быстро и дружно, для этого предлагаю разбиться на строительные бригады. Первая бригада будет строить дома для картин, а вторая бригада – украшать нашу улицу цветами и деревьями. (Дома нарисованы на ватмане). Вот наша улица готова.

Логопед: Теперь на каждый дом нужно прикрепить визитную карточку, чтобы знать, какие картины будут жить в этих домах. (На подносе находятся фотографии картин «Аленушка», «Три богатыря», «Снегурочка», «Ковер-самолет»).

Выберите визитные карточки к сказке «Аленушка и братец Иванушка», к былинам о богатырях, к сказке о девочке, сделанной из снега. (Дети выполняют задание).

Давайте разместим визитки около домов, где будут жить эти картины. А я возьму визитную карточку к сказке «Иван-царевич и серый волк». Ребята кто-нибудь видел мою визитку? Ее нигде нет. Значит, картина «Иван-царевич на сером волке не сможет жить в этом доме! Что же нам делать?

(На экране появляется Карандаш).

Логопед: Посмотрите, это волшебный человечек Карандаш.

Текст письма: «Вашу картину похитил злой волшебник. Если вы правильно опишите героев картины, пейзаж, вы победите злого волшебника, и картина вернется к вам

Логопед: Все люди будут огорчены, если больше никогда не смогут ей любоваться. Но мы ведь этого не допустим. Как мы можем помочь людям?

Логопед: Давайте попросим Карандаша найти фотографию с изображением картины «Иван-царевич на сером волке», чтобы нам легче было описывать картину. Вот и фотография. Спасибо, Карандаш!

III. Работа с картиной. Решение проблемной ситуации.

Логопед:

- Что вы видите на переднем плане картины? (Дети отвечают)

- Посмотрите на волка, какой он? Как он движется?

- Здесь изображен большой волк, поэтому его можно назвать не волк, а? (Волчище).

- Ребята, я считаю, что волк во всех сказках злой, страшный и жадный. Вы со мной согласны? Почему? Приведите примеры.

Логопед: Ребята, слушайте внимательно. что я буду говорить. А если я ошибусь, поправьте меня.

Волк сидит на Иване-царевиче.

Болото перепрыгивает через волка.

Елена Прекрасная держит Ивана-царевича.

Погоня убегает от волка.

Логопед: Иван- царевич и Елена Прекрасная изображены на фотографии маленькими. При помощи чего можно рассмотреть маленькие предметы или предметы, находящиеся вдали? (Очки, бинокль, подзорная труба).

Посмотрите на картину в бинокль. А может лучше рассмотреть ее в подзорную трубу? (Дети показывают руками).

Наведите подзорную трубу на Ивана-царевича. А теперь рассмотрите Елену Прекрасную. Я буду рассказывать об Иване-царевиче, каким я его вижу, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.

Логопед: Иван-царевич смелый, сильный, мужественный. А Елена Прекрасная?

Дети: А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная.

Логопед: Иван-царевич одет в кафтан из парчовой ткани. А Елена?

Дети: Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье.

Логопед: На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом. А у Елены Прекрасной?

Дети: У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями.

Логопед: На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги.

Дети: На ногах у Елены Прекрасной туфли.

Логопед: Что значит «сафьяновые»?

Логопед: А какого цвета небо в ясный день? Значит, голубой цвет можно назвать небесным. Что на картине небесного цвета? Составьте полное предложение.

Дети: Платье у Елены Прекрасной небесного цвета.

Логопед: Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную.

Логопед: А теперь давайте станем в круг, нас зовет веселый мячик. Поиграем в игру «Какой? Чей?» Я буду говорить вам несколько слов, а вы заменяете их одним словом-признаком.

Сапоги из сафьяна – какие сапоги? (сафьяновые)

Трава, которая растет на болоте – какая?

Мех соболя – чей?

Платье из парчи – какое?

Логопед: Молодцы, ребята, давайте вернемся к картине. Посмотрите на лица героев, что они выражают? Возьмите желтые конверты. Достаньте и поднимите ту картинку, которая соответствует настроению героев картины и выражает страх.

- Вы очень хорошо описали передний план картины.

- Что мы видим на заднем плане картины?

- Какой лес?

- А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Послушайте звуки леса, что вы слышите? А какие запахи вы ощущаете?

- Послушайте музыку, она поможет узнать, какими красками написан пейзаж на картине : темными или светлыми? Почему художник использовал такие темные краски? Какое настроение он хотел передать темными красками?

- Что побеждает в конце сказки: добро или зло?

- Какое настроение возникает у вас в конце сказки? Покажите его на своих лицах.

Логопед: Снова появился наш помощник Карандаш, значит, злой волшебник побежден, картина снова цела и невредима, и у нас должна появиться визитная карточка этой картины. Давайте обратимся к волшебству: «Раз, два, три, чудо, приди!» (Появляется фотография картины «Иван-царевич на сером волке»).

Вот и визитка. Я поставлю ее к дому. Какая картина теперь будет в нем жить? Все картины обрели свои дома, и я думаю, что они еще много лет будут радовать людей своей красотой.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вам было интересно на занятии? Мы сделали доброе дело – вернули картину людям. У нас хорошо все получилось? А почему? Вот если вам понравилось занятие, у вас хорошо все получилось, повесьте на елочку большой шарик. А в чем-то затруднялись, повесьте маленький. (Дети выполняют).

Логопед: Елочка стала нарядной и красивой, значит, мы не зря потрудились. Спасибо вам большое. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам альбомы и цветные карандаши, чтобы вы нарисовали героев картины «Иван-царевич на сером волке так, как видите их вы.

Публикации по теме:

«Мы поставим сказку сами» — развлекательное мероприятие с элементами фольклора Цель. В игровой театрально-импровизированной форме разыграть сюжетную линию сказки, которую читает ведущий. Дети используют в игре свой.

Конспект занятия. Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова: «Иван-Царевич на сером волке», «Алёнушка» Конспект занятия Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова Рассматривание репродукций картин «Иван – Царевич на сером волке».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
Опубликовано: 28 марта 2013 в 22:46
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД