Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Садко»

Ольга Рассейкина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Садко»

Чтение былины «Садко».

Программное содержание.

Цель: Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой былиной «Садко»

Задачи: Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, расширять словарный запас; формировать представления об особенностях народного быта; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, падежные и предложно – падежные конструкции, относительные и притяжательные прилагательные, подбирать родственные слова. Воспитывать патриотическую память, интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение былины „Садко“» размещена в разделах

Развивать внимание, активность.

Организационный момент:

Ход занятия:

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).

Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри).

Кто такие богатыри? (богатыри – это люди наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, умением легко скакать на коне, метко стрелять из лука). Их не страшат несметные полчища врага, не страшит даже смерть.

Когда Родине грозит опасность, они становятся отважными воинами и не жалеют жизни за матушку землю и отчий дом.

Каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича)

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.) Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

А как называется снаряжение богатыря? послушайте загадки про снаряжения? (Снаряжение — это оружие: булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

В русском фольклоре существуют произведения, где богатыри являлись главными героями. Как называются эти произведения? (былины). Что такое былина? (Это сказка и быль одновременно, это и песня и стих, и просто повествование, в котором описаны богатырские подвиги).

Кто же придумал эти удивительные истории? (Их сочинил русский народ. Сочинил в те давние времена, когда Россия называлась Русью. Тогда на Руси люди не умели писать не могли записать то, что они сочинили, потому былины заучивали наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку). Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины и дошли до нас через многие годы без изменений.

Ребята станем в круг и поиграем с мячом.

Богатыри, согласно былинам, гораздо выше, больше, крупнее обычных людей, поэтому и части их тела, и вещи, предметы, которые им принадлежат, будут больше обычного.

У обычного человека рука, а у богатыря - (ручища, нога – ножища, глаза, борода, нос, рот, рубаха, сапоги, изба, скамья, сундук.

По сравнению с богатырём все предметы кажутся маленькими. Назовите их:

Стол – столик,

Дом – домик,

Стул, окно, дверь, рубашка, сапог, нос, рот.

Образование падежных конструкций.

Родительный падеж имён существительных.

- Кого защищали богатыри?

Творительный падеж.

- Чем сражались, воевали богатыри? (булавой (булавами) кистенем, мечом, топором.)

- С кем сражались? (с врагами, с Соловьём – разбойником, с Тугарином змеевичём)

Предложный падеж.

На чём ездили богатыри? (На богатырском коне.)

На чём ездили люди в старину в разные времена года? (летом ездили верхом на лошадях, на телегах, зимой – на санях.)

На чём можно передвигаться в наше время? (на машине, на автобусе, на самолёте.)

Подобрать слова – признаки, характеризующие богатыря.

- Богатырь – могучий, смелый, хитрый, надёжный, сильный, отважный, храбрый, мужественный, решительный.

Образование сравнительной степени имён прилагательных.

Богатыри – особенные люди. Их качества выражены в большой степени, чем у обычного человека.

Обычный человек сильный, а богатырь - (сильнее). Обычный человек смелый, а богатырь – смелее, весёлый, надёжный, красивый, отважный, заботливый, высокий, могучий, большой, огромный, ловкий, хитрый, крепкий, добрый, умный.

Игра «Снаряжения» (богатырей, российского солдата)

Я предлагаю вам ребята познакомиться с новой былиной «Садко». Чтобы подготовить ваш мозг к слушанию былины, давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка

Дружно встанем: раз, два, три.

Мы теперь богатыри (шагаем на месте).

Мы ладонь к глазам приставим (ладонь ко лбу)

Ноги крепко мы расставим (ноги на ширине плеч

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

(Ладонь ко лбу, поворот вправо).

И налево, тоже, поглядеть из-под ладошек,

(Ладонь ко лбу, поворот влево).

И направо, и еще через левое плечо.

(Повороты влево, вправо.)

Буквой «эль» расставим ноги.

(Ноги на ширине плеч.)

Точно в танце руки в боки,

(Руки на пояс).

Наклонились влево, вправо,

(Наклоны в стороны).

Получается на славу!

(Рука вперед, кисть в кулак, большой палец вверх).

Практический этап.

— Присаживайтесь, слушайте былину «Садко».

Чтение произведения.

— Как называет это произведение? Кто главный герой былины?

Ответы детей.

.— В каком городе происходят события?

— Что мы узнали о Садко?

— Как называлось озеро, к которому ходил Садко?

— Кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

— Что посоветовал Морской царь Садко?

На чем играл Садко? (на гуслях). Гусли – это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

Ответы детей.

— Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе. Садко отправится со своей дружиной в путь по морю. В пути их поджидает встреча с морскими обитателями».

Подвижная игра «Море волнуется».

— Присаживайтесь. Вспомните какой формы бывают гусли. Под каждыми нарисуйте подходящую геометрическую фигуру. Назовите её.

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время.

Ответы детей.

— А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Ответы детей.

Рефлексивно-оценочный этап.

— Вспомните все наше занятие и скажите, с какой былиной мы познакомились. Что понравилось больше всего

Ответы детей.

Мне, тоже, понравилось, наше занятие. Большое спасибо вам за работу. Давайте скажем, какие мы молодцы. Встаньте вкруг, поднимите руки вверх – вдох через нос, выдох – наклон вперед, опустить руки вниз, произнести: «Молодцы!»

Упражнение для снятия напряжения и для развития речевого дыхания по Стрельниковой. Упражнение проводится два раза.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Задачи: Образовательная: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, договаривать отдельные слова и фразы, вызвать стремление бережно относиться к.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Садко»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 21:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД