Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Настоящий друг»

Нина Привалова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Настоящий друг»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Настоящий друг»

Задачи: Познакомить детей с правилами дружеских отношений. Учить понимать и оценивать чувства и поступки других. Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослым, сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания. Развивать речевое внимание. Обогащать словарный запас. Закреплять умение вести короткие диалоги.

Словарь: пожадничал, стало стыдно, разделили поровну, делиться, заботливый, справедливый, безжалостная, обманщица, отомстил, справедливый, отзывчивый, внимательный.

Материал: мольберт, указка, аудизапись песен: «Улыбка» музыка: В. Шаинского, слова: М. Пляцковского, «Настоящий друг» музыка: Б. Савельева, слова: М. Пляцковского; скульптура – птичек воробьёв, рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы», сюжетные картинки по сказкам «Айболит» К. Чуковского, русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», картинки к дидактической игре «Кто кому друг (автор Привалова Н. П, плакат «Хорошее настроение» (изображение улыбающегося солнца, хмурые тучи, конверт.

Предварительная работа: рассказывание рассказа Л. Толстого «Два товарища», чтение сказок «Айболит» К. Чуковского, русских народных сказок «Волк и лиса», «Заюшкина избушка»; «Лиса и журавль», беседа «О дружбе и друзьях», чтение пословиц и поговорок о дружбе, разыгрывание ситуаций, связанных с поступками людей.

Ход занятия:

1. Звучит фонограмма песни «Улыбка»

Воспитатель: - Ребята, какая чудесная песенка звучит. О чем она? (о дружбе). А дружба с чего начинается? (с улыбки)

- Верно! Давайте улыбнемся друг другу.

- Ой, кто это у нас на окошке сидит? (скульптура - воробьи).

- Не те ли это воробьи, которых я встретила сегодня утром около детского сада? Они мне рассказали свою историю и попросили помощи. Присаживайтесь на стульчики сейчас я вам её расскажу.

2. Рассказываю рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему другу Чирику. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпались на землю.

Нашел эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратненько и полетел к своему приятелю Чику.

— Здравствуй,Чик! Я сегодня нашел десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

— Не надо… Зачем? … - стал отмахиваться крылышками Чик.

— Ты нашел - ты и клюй!

— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

-Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зёрнышек.

И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни единого зёрнышка.

Беседа по содержанию:

-Ребята, вас тронула эта история?

-Кто вам больше понравился Чик или Чирик? Почему (рассуждения детей). (Больше понравился Чирик, потому что он добрый).

-Что сделал Чирик? (рассуждения детей);(поделился, не пожадничал).

-А почему вам не понравился Чик? (рассуждения детей)

-Да, он не поделился, а значит пожадничал. Давайте проговорим это слово пожадничал.

- Как вы думаете, за что стало стыдно Чику? (рассуждения детей);

-Да, ведь Чик один целый ящик пшена склевал и не поделился.

- А что сделал Чик, чтобы не обидеть друга? (рассуждения детей).

- Верно, он взял несколько зёрнышек.

-А друзья что должны делать? (делиться). Давайте проговорим: друзья должны делиться.

-Как вы думаете пожадничает ли Чик в следующий раз для друга? А почему?

(потому что он понял, что с друзьями нужно делиться).

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказали воробушкам, как поступают друзья.

3. Работа с картинками на мольберте «Скажи кто друг». (обращаю внимание детей на мольберт)

- Посмотрите, ребята, кто друг у этих зверей? (картинка, где Айболит лечит зверей) Почему?

-Верно, потому что Айболит их лечит. Если лечит, значит- заботится, помогает в беде, как настоящий друг.

-А на этой картинке есть друзья?

(картинка израненный волк несёт лису (из сказки «Лиса и волк»)

-Почему?

-Давайте вспомним, как лиса приговаривала, когда волк нес её. «Битый не битого несёт». А значит, она обманывала волка.

- Что можно сказать, какая лиса? (хитрая, безжалостная, обманщица)

друг может хитрить или обижать?

-Вы бы хотели иметь такого друга? Почему?

-Как думаете, а на этой картинке друзья? (картинка из сказки «Журавль и лиса»)

-Почему?

- Да, лиса обидела журавля. Пригласила в гости и не накормила. А журавль ей отомстил. А когда мстишь, дружбы нет.

- Настоящие друзья, ребята, друг друга не обижают.

Картинка из сказки «Заюшкина избушка».

- Посмотрите на эту картинку, здесь кто кому друг? (петушок друг зайчику) Объясните почему? (петушок помог зайчику выгнать лису из домика)

-Чей это был домик? (зайца) Справедливо поступил петушок, когда выгонял лису из домика? Значит, какой петушок? (отзывчивый, справедливый).

-Давайте все скажем справедливый друг.

- И так, ребята, мы знаем, что друг должен быть заботливым, честным, справедливым, отзывчивым.

4. Воспитатель: (работа за модулем на ковре) Игровое упражнение «Прикрепи лучик».

- Знаете, ребята, дружба как солнышко согревает всех и всем нужно. Давайте соберём наше волшебное солнышко. Выкладывая лучики к солнышку, называйте, каким должен быть друг. (дети берут по лучику и прикладывая его к солнышку называют качества: справедливый, отзывчивый, заботливый, внимательный, честный, верный, не жадный, веселый, добрый.)

- Посмотрите, какое яркое солнышко получилось. С ним хорошо, как с другом. Под солнышком и поиграть можно. Выходите, поиграем вместе с воробушками.

5. Физминутка:

Воробьи летели

На лужайку тихо сели.

Посидели, покушали,

Тишину послушали.

Чик – чирик, чик –чирик

К тишине я не привык.

Крыльями взмахнули, быстро упорхнули.

- Играть хорошо когда с тобой друзья, вы согласны?

6. «Назови пословицы о дружбе»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Давайте назовем их. (Нет друга — ищи, а нашел — береги. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Сам себя губит, кто других не любит. Дружба и братство дороже любого богатства. Старый друг лучше новых двух. Дружба в делах помощница. Дружбу помни, а зло- забывай.)

- А такую пословицу о дружбе вы слышали? Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

-Как вы её понимаете?

-Давайте её вместе повторим. (повторяем: «Птица сильна крыльями, а человек дружбой»)

7. Игра «Кто кому друг»

- Ребята, воробушки приготовили картинки и просят помочь им разобраться, кто с кем может дружить. Поможем?

Садитесь за столы, рассмотрите внимательно картинки, фломастером соедините тех героев, кто по - вашему может дружить.

Картинка № 1 Картинка № 2

Картинка № 3 Картинка № 4

Вопросы к детям:

- Саша, почему ты соединил зайчика с петушком?

- Оля, а ты почему соединила цветок с бабочкой?

- А волк с зайцем может дружить? Почему? И т. д.

Воспитатель: -молодцы, вы правильно понимаете, кто кому друг.

(пока дети работают за столами, незаметно прикрепляю к солнышку тучки)

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, сколько серых тучек надвигается на наше солнышко.

-Да это же опасности, которые могут разрушить дружбу. Берите скорее каждый по тучке и называя опасности, складывайте в конверт. (обидные слова, драки, грубость, слезы по пустякам, капризы, злость, грубость, упрямство, высокомерие и т. д.)

Воспитатель:- Смотрите, солнышко опять сияет.

Воспитатель: - А что же нам делать с этим конвертом? (суждения детей) Давайте попросим наших воробьёв отнести этот конверт далеко в лес, пусть нашей дружбе ничего не мешает.

- А наш разговор, ребята, о дружбе на этом не заканчивается. В следующий раз мы с вами узнаем ещё много нового и интересного о дружбе. А сейчас давайте споём песенку о настоящем друге.

8. Звучит фонограмма песни «Настоящий друг».

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Презентация занятия «Настроение Бабы-Яги» Занятие "Настроение Бабы-Яги" - коррекционно-развивающее занятие для старшей группы, знакомящее детей с характеристикой эмоциональных состояний,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Настоящий друг»
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 16:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...