Наташа Яровенко
Конспект занятия по речевому развитию составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Человек» по серии картин; формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цели:
1. коррекционно—образовательные:
· обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин;
· формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов;
2. коррекционно—развивающие:
· развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию составление рассказа „Человек“ по серии картин» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
· развивать умение видеть главное в картине;
· пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения;
3. коррекционно—воспитательная: воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.
Оборудование: серия картин «Развитие человека»: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений Е. Благининой «Аленушка» и А. Барто «Девочка чумазая», басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот»
Молодой — старый. Сильный — слабый. Большой — маленький. Толстый — худой. Младше — старше. Взрослый — маленький. Умный — глупый. Веселый — грустный. Добрый — злой. Высокий — низкий. Ругаться — мириться. Знаменитый — неизвестный.
2. Вводная часть.
Игра «Разложи картинки». Педагог просит разложить картинки в правильной последовательности: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки.
3. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ о человеке по картинкам.
4. Беседа по серии картин.
Как можно назвать ребенка, который недавно родился? Какой он?
Почему мама и папа должны ухаживать за младенцем?
Как назвать детей, которые ходят в детский сад?
Что интересного для вас в детском саду?
Куда вы пойдете после детского сада?
Чем занимаются девочки и мальчики в школе?
Как их называют?
Что нужно юноше и девушке, чтобы вступить во взрослую жизнь?
Какое основное занятие у мужчин и женщин?
Для чего им нужно создавать семью?
Какими они станут в старости?
Чем отличаются картинки друг от друга? (Тем, что здесь изображены одни и те же люди, только разного возраста.)
5. Игра «Назови по картинкам».
Младенец, дошкольник, дошкольница, школьник, школьница, юноша, девушка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка.
6. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа — друг и слева — друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
7. Образец рассказа.
Педагог говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Вот какой рассказ получился.
Примерный рассказ, составленный по ответам детей
Малыш появился на свет. Он маленький, беззащитный, беспомощный. Нужно, чтобы за ним ухаживали и кормили. Когда он подрастет, мама и папа отведут его в детский сад, где он будет играть со своими друзьями и уже начнет немного о себе заботиться. Девочка и мальчик еще подрастут, станут школьниками и будут учить уроки. После школы юноша и девушка продолжат учебу, приобретут профессию и пойдут работать. Повзрослев, мужчина и женщина заведут семью и детей. Затем они состарятся и станут дедушкой и бабушкой.
8. Рассказы детей.
9. Итог занятия.
Как нужно относиться к человеку, пока он маленький?
А как к бабушкам и дедушкам?
Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ребята вашей группы?