Эстетическое воспитание дошкольников. Формирование у детей художественного вкуса. Конспект занятия по тестопластике

Валентина Макарова
Эстетическое воспитание дошкольников. Формирование у детей художественного вкуса. Конспект занятия по тестопластике

Пояснительная записка

Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находит свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественных вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизведя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивает наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из различных пластичных экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.

Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки.

Этому виду творчества придумали современное название «Тестопластика».

Соленое тесто – это замечательный материал для творчества: можно приготовить в любой момент; лепиться замечательно, к рукам не липнет; мягкое, пластичное, простое в использовании; легко отмывается, не пачкается; безопасно для детей, если не добавлять клей; на тесте легко оставлять отпечатки, делать его разноцветным; можно сушить в духовке, на воздухе; можно окрасить любой краской, а если покрыть лаком, то поделка сохранится на долгое время; с готовыми фигурками можно играть.

Цель:

Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.

2. Научить детей различным приемам работы с соленым тестом.

Развивающие:

1. Развивать у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.

2. Способствовать развитию у детей творческих способностей по изготовлению поделок.

3. Развивать способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий.

4. Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

5. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

2. Воспитывать наблюдательность, воображение, эстетический вкус.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и коррективизма.

4. Воспитывать самостоятельность, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный;

- объяснительно-иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит задачу и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично – поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Лепка из соленого теста

Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках.

Во время лепки держать тесто под плёнкой, что бы не подсыхало. Каждый цвет держать отдельно. На тесте можно ставить отпечатки различными предметами. Чтобы соединить некоторые части, надо предварительно смочить водой или клеем ПВА.

Если после работы осталось тесто, его можно хранить в холодильнике в целлофановом пакете около недели.

Способы сушки

Сушить изделия из теста можно в духовке, на открытом воздухе или комбинированным способом. В духовке сушат при самой низкой температуре (75 градусов) с открытой дверцей, чтобы не потрескалось. Пузырьки и трещины – явный признак перегрева. Воздухом сушить около 3-4 дней. Комбинированная сушка подходит для объемных изделий. Сначала 1-2 дня на воздухе, а затем досушивают в духовке.

Раскраска, лакировка изделий

Для этого можно использовать гуашевые, акварельные или акриловые краски. Если в краски добавит клей ПВА, то изделие будет слегка блестеть и не пачкать руки.

Глазировка. Когда до окончания сушки останется около 1 часа, для придания изделию теплого оттенка, его можно покрыть глазурью. Для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой раствор (1 часть сои на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды).

Лакировка. Закрепить краску можно с помощью акрилового лака. Он придает изделию блеск, подчеркивает цвет.

Как приготовить тесто

Вам понадобиться: соль «Экстра», пшеничная мука, вода, миска, ложка.

Основной рецепт соленого теста: 2 чашки (200г.) муки, 1 чашка (200г.) соли, чашки (125мл.) воды.

Совет:

Эластичность теста и прочность изделий можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея перемешенного с мукой. Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешать и размять, пока оно не станет эластичным.

Набор инструментов:

В процессе работы понадобиться скалка, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для теста, фольга, небольшой нож, стеки, разные штампики (зубочистки, расческа, рельефные пуговицы и т. п.)

Заключение

Дети, в процессе занятий приобрели необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластика.

В процессе занятий, накапливая опыт дети расширили свой кругозор, словарный запас, логически мыслить.

Дети умеют ориентироваться в проблемных ситуациях, развито чувство взаимопомощи и коллективизма. У детей повысилась познавательная активность. Готовые поделки обыгрываются детьми, используют их для создания сложных композиций, для сюжетно-образной игры.

В группах составлены альбомы с готовыми поделками, книжки – раскладушки с фотографиями детских работ.

Организуются выставки, конкурсы детских работ, привлекаются родители. Дети дарят подарки на День Победы ветеранам ВОВ.

Изготовленные сказочные персонажи используются в играх, драматизации сказок. Сувениры, сделанные своими руками, дети дарят мамам, папам, дедушкам и бабушкам.

Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок»Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Установлено, что с самого рождения ребенок обладает способностью оперировать воспринимаемой информацией, запоминать.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Эстетическое воспитание дошкольников. Формирование у детей художественного вкуса. Конспект занятия по тестопластике
Опубликовано: 20 января 2014 в 17:34
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...