Получи документы

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»

Наталья Потапенко
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»

«Извержение вулкана»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;

2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной

деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие

и преобразующие действия;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,

самостоятельность)

Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, лава)

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах

иллюстрации с изображением вулканов;

сода;

уксус;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайная ложка;

пипетка;

Предварительная работа: изучение темы: «камни»,

изготовление макета гор.

Методы и приё мы:

- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение

энциклопедического материала, педагогическая оценка.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,

использование карточек-схем.

- практические: элементарные опыты, моделирование.

Ход занятия:

- Ребята вчера вечером я получила письмо.

Хотите узнать от кого оно? Ответ - Да

В. –Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка. Все мои друзья изучают в школе, что то новое, а я приболел и в школу пока не хожу. А мне так сильно охота тоже их чем то удивить. Я вот смотрел по телевизору программу про вулкан и мне сильно понравилась эта передача. Но она быстро закончилась, а мне так охота побольше узнать о нём. Помогите мне пожалуйста, узнайте побольше о вулкане и пришлите мне видео-письмо! Ребята, поможем Незнайке? Ответ- Поможем.

- Ребята, я точно знаю, что вулкан стоит на полуострове, а как он называется, я совсем забыла и не могу вспомнить. Что же делать? А-а-а вот я и придумала, как вспомнить название полуострова.

У меня есть карточки на них картинки и цифры, нужно цифры составить по порядку, и мы сможем прочитать название острова.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, потом называют первый звук в слове, изображенном на ней и записывают на доске. Воспитатель читает слово.

1 - кукла

2 - апельсин

3 - мяч

4 - часы

5 - аппарат

6 - тарелка

7 - кошка

8 - автобус

К А М Ч А Т К А

Вот мы и все вместе вспомнили название полуострова. А теперь все вместе повторим название это: КАМЧАТКА

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его?

А поможет нам в этом наш друг - Глобус. Теперь найдем на глобусе, наш полуостров «Камчатка». Посмотрите, остров вот где, а живём мы с вами вот здесь, это очень далеко. Как же мы доберёмся до Комчатки?

Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

Воспитатель: Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в группе стоят стульчики, и висят просто так воздушные шарики) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Воспитатель, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.

Дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.

Воспитатель: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь, берём с собой видиокамеру, чтобы всё заснять.

А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются.

А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов.

На компьютере воспитатель показывает слайды.

Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид

обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же

самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем,

дымом – это действующий вулкан.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда

они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и

в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного

грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над

ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,

лава вытекает “спокойно”.

Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается

вулкан, называется кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Ну вот ребята, мы и прилетели.

В. - Сегодня ребята я хочу показать вам действующий вулкан.

Посмотрите это макет горы. И сейчас в этой горе начнёт действовать вулкан. Хотите посмотреть?

Дети: - да.

В. - А теперь, предлагаю подойти все к столу.

В. – Прежде чем начать действовать, необходимо вспомнить технику безопасности.

-Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,

ведь среди них могут встретиться и ядовитые.

-И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если

не знаешь, что это за вещество.

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Дети разбиваются на пары и работают в парах.

Последовательность проведения эксперимента.

Первая пара: всыпать в сосуд с водой, две чайные ложки соды и тщательно размешать.

Вторая пара: наливают полстакана воды и добавляют в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Третья пара: в сосуд с водой добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Четвё ртая пара: соединяют раствор с содой и воду с красным цветом, смешивают.

Пятая пара: соединяют красно-содовый раствор с мыльной раствор.

Воспитатель выливает раствор в жерло вулкана и добавляет две столовые ложки уксуса.

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель: Ну что ребятки, теперь вы увидели, как вулкан извергает лаву? Вам понравилось проводить опыт?

Но нам пора возвращаться в детский сад, чтобы рассказать в письме, что узнали нового про вулкан нашему Незнайке.

Детки выходят из воздушного шара.

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, что же мы узнали о вулкане. Я предлагаю сделать вот что, вы мне будете рассказывать, а я буду всё записывать в письмо. (дети рассказывают)

Какие вы молодцы ребятки, всё запомнили. А я это письмо и видио-кассету обязательно сегодня отправлю Незнайке.

Ребята, а вы хотели бы ещё раз прилететь на этот остров. (на плакате нарисована корзина, а на подносе лежат вырезанные шарики, дети должны их приклеить, чтобы получился воздушный шар) (Да) Тогда предлагаю, если вы хотите ещё раз побывать здесь и узнать, что то новое, то берёте красные шарики и приклеиваете к корзине. А если вы желаете провести ещё какие-нибудь опыты, то берёте жёлтые шарики и тоже прикрепляете к корзине. Вот и получился у нас с вами настоящий воздушный шар, который мы изготовили сами. На нём мы и отправимся в следующее путешествие. Ну что ребята, путешествие наше закончилось. До скорых встреч!

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Создаем вулкан сами!» Видео Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть опыт, который мы проводили с ребятами. Для создания вулкана нам потребовался картон и пластилин.

Эксперимент в ДОУ. Экологическая игра «Извержение вулкана»Эксперимент в ДОУ. Экологическая игра «Извержение вулкана» "Извержение вулкана" Увидела как то в одном журнале эксперимент с детьми про извержение вулкана и решила попробовать!. Подготавливая и.

Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
Опубликовано: 13 мая 2014 в 20:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД