Папки-передвижки

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Скоро в школу нам шагать»

Ирина Мельникова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Скоро в школу нам шагать»

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?

Развивать у дошкольников исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Скоро в школу нам шагать“» размещена в разделах

Познакомить детей со строением глаза; формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).

Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.

Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.

Закрепить знания о свойствах песка.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.

Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование:

Аудиозапись школьного звонка.

Картины «Солнечная система».

Книжки из серии «Школа семи гномов» : «География для малышей», «Малышам о звёздах и планетах», «Что из чего?», «Я вырасту здоровым».

По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.

Картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.

Настольная лампа.

Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянные шарики, мячики для настольного тенниса, ватные шарики, клеенка.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы из какой группы? (Ответы детей). Из старшей группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

- А что это за звук?

(Звенит звонок).

(Ответы детей).

- Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.

(Звенит звонок).

- Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах, о том, как они ведут себя в разных условиях. У вещества бывают различные состояния. Сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик об этих состояниях.

Видео «Три состояния вещества»

Вопросы детям: какие бывают состояния вещества? (Ответы детей)

- Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

Вы узнаете, почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются.

Урок химии - «Как вещества растворяются в воде?»

В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Ответы детей). Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.

В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Ответы детей). Краска растворилась быстро.

Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.

В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.

(Звенит звонок). Ребята, урок закончился. Перемена.

Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули, подготовились к следующему уроку, сходили в буфет, поиграли, перешли в другой кабинет.

(Звенит звонок).

- Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.

- Представьте себя на уроке анатомии. Тема урока «Строение глаза»

Видео «Строение глаза»

- Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?

Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?

Перед вами картинка. Закройте ладонью правый глаз, посмотрите на картинку. А теперь – левый глаз. Что заметили (Ответы детей). А сейчас посмотрите обоими глазами. Есть сейчас движение? (Ответы детей)

- Это происходит потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, слева и справа, а оба глаза одновременно.

Так сколько же глаз нужно человеку чтобы познавать мир? (Ответы детей). Два глаза.

Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»

- Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.

Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»

- Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными, и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.

А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей). Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним.

Звонок.

Перемена. Давай те немного отдохнём.

Если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) - далекое. На что, например? (Ответы детей). На небо за окном, на потолок.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника). Астрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.

Представьте себя на уроке астрономии.

Урок астрономии - «Далеко - близко»

Взгляните на картину. (Показ).

Солнечная система

- Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.

- Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.

- А как же с планетами? На каких жарко, и тепло, а на каких - холодно. (Ответы детей).

- Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.

Видео «Какими бывают планеты»

(Звенит звонок).

Перемена. Давайте представим, что мы попали в космос, там нет притяжения земли. Там невесомость. Давайте представим себя космонавтами и покажем их движения в невесомости.

Танец.

(Звенит звонок).

- Звонок зовет нас на урок физики. (Показ учебника). Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.

- Сейчас попробуем разобраться, почему все падает вниз.

Урок физики - «Почему всё падает на землю?»

- Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.

- Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: деревянный, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый? Самый легкий? (Ответы детей).

- Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.

- Расскажите о результатах своих наблюдений. (Ответы детей).

Чем легче предмет, тем медленней он падает — притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление.

Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.

(Звенит звонок).

А теперь я предлагаю подготовиться к следующему уроку, пройти на стулья посмотреть ещё один видеоролик.

(Звенит звонок).

- Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника).

Урок географии

- География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

- Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ. Ответы детей). Это глобус.

- А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет? (Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни.

- Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.

Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Редко идут дожди. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

Видео бархан (комментарии в-ля)

Эксперимент

- Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как - бы стекает со склонов холма.

А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.

- Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.

Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.

- Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Живая радуга»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Живая радуга» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Берёзка» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «В гости к Архимеду»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «В гости к Архимеду» Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по.

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода и масло» в старшей группе ДОУ Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла Задачи: -развитие интересов.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой» Конспект открытого занятия по экспериментально – исследовательской деятельности Тема: «Путешествие с Капелькой» Разработала.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Маленькие ученые» в средней группе .

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Пингвиненок» Конспект занятия.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого занятия НОД по экспериментально – исследовательской деятельности (ФЦКМ) во второй младшей группе на тему «Волшебница.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Эволюция одежды» Цель: Развитие детского дизайна в процессе познавательной деятельности по формированию представлений об эволюции одежды Задачи: • познакомить.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Цветик-Семицветик». Старший возраст Конспект занятий по эксперементально-иследовательской деятельности «Цветик -Семицветик Черкасова Екатерина Евгеньевна Конспект занятий по.

Отчет по проектной деятельности в старшей группе «Скоро в школу мы пойдем» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Скоро в школу нам шагать»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 08:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД