МААМ-картинки

Конспект занятия «Растения Земли»

Татьяна Туева
Конспект занятия «Растения Земли»

Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить с Красной книгой, дать представления о влиянии человека на природу. Познакомить с защитными свойствами некоторых растений, с растениями – хищниками, а также с растениями, которые могут предсказывать погоду. Воспитывать желание заботиться о растениях, беречь их.

Публикация «Конспект занятия „Растения Земли“» размещена в разделах

Ход занятия. Мы с вами живем в многоэтажных домах, а знаете ли вы, ребята, что в лесу тоже каждое растение живет на своем этаже. Как вы считаете, на высоком или на низком этаже живет ромашка? А сосна?

«Этажи» леса размещаются как на лесенке сверху вниз.

1-й этаж ель и сосна;

2-й этаж клен и береза;

3-й этаж можжевельник и рододендрон;

4-й этаж ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

5-й этаж грибы;

6-й этаж мхи и лишайники.

Каждый этаж в лесу очень важен, и зависит от состояния других этажей.

Чтение рассказа «Невидимые нити».

Не бывает леса без деревьев. Но чтобы лес рос хорошо, ему нужны кустарники, например жимолость, калина, крушина и другие. Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу.

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть от того, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

О каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе? Невидимыми нитями связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой. Вспомним, для чего нам нужны растения? Как человек может навредить природе? К каким бедам это может привести?

Внести «Красную книгу». Рассмотреть.

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет — сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красную обложку.

Один том Красной книги рассказывает о растениях, другой — о животных. В Красной книге содержатся названия многих растений, о которых мы никогда и не слышали. Зачитать некоторые названия растений (лотос, женьшень, подснежник.).

Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Вот схема, которая поможет тебе разобраться в этом.

Внимательно рассмотри схему. Расскажи с её помощью, почему многие растения и животные встречаются всё реже.

Как должен вести себя человек, чтобы не навредить природе? Давайте составим правила поведения человека по отношению к растениям. И зарисуем их в своей тетради.

Вот несколько простых правил. Их Правилами друзей природы.

Не срывай цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

Не ломай ветки деревьев и кустарников!

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не убивай лягушек и жаб!

Не лови диких животных и не уноси их домой!

Какие ещё Правила друзей природы ты можешь предложить?

Придумай и нарисуй к ним знаки.

Растения беззащитны, они не могут убежать от опасности, как человек, поэтому прежде чем дотронуться до ветки дерева, надо вспомнить, что растение – живое. Оно способно ощущать боль.

Но не все растения так беззащитны, некоторые растения могут защищаться от своих врагов выделением ядовитого вещества.

Более того, они могут передавать информацию другим растениям о приближении опасности, и уже эти растения (еще не поврежденные) начинают заблаговременно вырабатывать вещества, отпугивающие незваного пришельца.

Просмотр диафильма «Растения – хищники» (2 фрагмента с сопровождающим рассказом воспитателя).

В мире растений выделяют растения-хищники и ядовитые растения. Что заставляет растения становиться хищниками? Это блестящий пример той взаимосвязи, которая существует между свойствами растений и окружающей их средой.

Некоторые растения действительно питаются насекомыми и другими живыми существами. Так, например, живущая нa болотистых лугах и торфяных болотах росянка. Она на своих устьях-щупальцах имеет железы, которые выделяют капельки слизи-клея. Насекомое, которое сюда прилипает, начинает двигаться, высвобождаться. Здесь-то лист растения начинает скручиваться вокруг добычи и выделять пищеварительный сок. Такое насекомое становится пищей для растения.

Кроме росянки есть "насекомоед" — пузырчатка обыкновенная. Она плавает (без корней) в реках, прудах, озерах. На ней цветут желтые цветы, на которых много пузырьков-ловушек. В каждом из них отверстие, прикрытое "дверцей", открывающейся внутрь пузырька. Как только мелкое водяное животное-головастик, рачок коснется "дверцы", она открывается, пузырек схватывает животное и мгновенно "проглатывает". Если добыча не умещается в такой ловушке, заглатывается только ее голова или хвост; иногда один пузырек схватывает голову, а другой — хвост.

Для человека наиболее опасны ядовитые растения. Знаете ли вы ядовитые растения? Назовите их. С некоторыми ядовитыми растениями мы познакомимся на следующем занятии.

В природе каждый организм реагирует на изменения окружающей природы. По состоянию растений люди предсказывали погоду.

– Ветки ели к пасмурной погоде опускаются, а ее шишки закрываются.

– К хорошей погоде ветви поднимаются, дерево "веселеет", а шишка раскрывает свои чешуйки.

– Если венчик мокрицы (звездочка средняя) к 9-ти утра не расправляется и не раскрывается — жди днем дождя.

– Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее семенной пушистый зонтик поникает перед дождем.

– Перед дождем с листьев ивы выделяются капли влаги.

– При приближении ненастья кислица складывает листья.

– Перед дождем лес затихает.

– Если летом без ветра лес шумит или одуванчик сжимает свой шар — будет дождь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День Земли» Цели: 1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления.

Конспект НОД ко Дню земли в средней группе «Международный день Земли» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Международный день Земли». Автор: воспитатель средней группы.

Конспект занятия «Лекарственные растения Белгородской области» МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» дошкольные группы Конспект занятия по экологии на тему «Лекарственные растения Белгородской.

Конспект занятия младшая группа «Комнатные растения» Конспект открытого занятия Тема : «Комнатные растения» Цель: Дать понимание о живой природе. Расширять представление детей о комнатных.

Конспект занятия по экологии «Комнатные растения»Конспект занятия по экологии «Комнатные растения» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ (во второй младшей группе) «Семицветики» Воспитатель: Казакова Юлия Александровна Тема: «Комнатные растения».

Конспект занятия в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: -дать знания о лекарственных растениях -расширить знания о пользе и примени лекарственных трав -активизировать и расширить словарный.

Конспект занятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Цель: - Развивать экологическую грамотность - Воспитывать бережное отношение к природе. - Познакомить с Символом Дня Земли и Флагом Земли.

Конспект занятия «Злаковые растения, крупы и блюда из них» Подготовила: Кирсанова С. В., учитель начальных классов, г. Риддер ВКО Класс: 2 «Б» Олимпийский резерв. Тема: Злаковые растения, крупы и.

Конспект занятия «Природные лекарственные растения Приморского края» «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес и горы,.

Экскурсия «Растения-земли украшение» Задачи: обучающие: формировать у детей обобщённое представление о том, как растения приспосабливаются к осенним изменениям; уточнить представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Растения Земли»
Опубликовано: 11 января 2018 в 19:26
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД