Конспект занятия с использованием пластилинографии. Мастер-класс «Живёт Зима в избушке — весёлая старушка»

титова жанна владимировна
Конспект занятия с использованием пластилинографии. Мастер-класс «Живёт Зима в избушке — весёлая старушка»

Мастер - класс «Живёт Зима в избушке – весёлая старушка»

Актуальность проблемы

Раскрывая важность проблемы общения родителей и детей, начну со слов В. А. Сухомлинского:

«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность».

На протяжении моей педагогической деятельности неоднократно слышу от родителей вопросы, касающиеся воспитания малышей.

Чаще всего родители сталкиваются с трудностями в общении с детьми. Вот такие вопросы мне приходилось слышать: «Что делать? Ребёнок не усидчив. Ни чем не удаётся его заинтересовать. Ничего не хочет делать: ни рисовать, ни лепить, даже сказки не хочет слушать». Или «Мой сын любит только смотреть мультики и играть в компьютерные игры. А книги ему мы не читаем. Нет времени. Сын очень замкнут, слова из него не вытянуть. Что делать?»

Таких примеров можно привести много. Но ответ один: «Несмотря на загруженность и интенсивность нашей жизни, в первую очередь мы - родители должны и обязаны с самого рождения наших детей уделять им всё своё внимание и любовь».

Общение с нашими детьми может быть очень интересным и плодотворным, если внести немного фантазии, и в этом всегда приходит на помощь “старая, добрая сказка”. Сначала она появляется в жизни ребёнка в русском народном фольклоре, в виде потешек и прибауток, а затем в разных литературных произведениях.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Но возникает вопрос: «Как у ребёнка вызвать интерес к сказке»? Вариантов ответов очень много, но один из них мне наиболее интересен. Предложите малышу вместе с вами сделать «Домашний театр». Ведь сказки можно не только читать, их можно рассказывать, показывать и – как высший пилотаж – самим придумывать.

На примере данного мастер – класса, предлагаю родителям и детям провести совместную творческую работу: с помощью нетрадиционной техники – пластилинографии создать «Домашний театр» и придумать добрую сказку «Живёт Зима в избушке – весёлая старушка».

Добро пожаловать в мир нашей сказки:

«Живёт Зима в избушке – весёлая старушка»!

Вводное слово педагога.

Начиная свой рассказ о пластилинографии, хочу затронуть более глубокий пласт проблемы важности и актуальности всех занятий изобразительной деятельности. Это проблемное развитие творческого воображения ребёнка.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона в жизни ребёнка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Творческое воображение нужно развивать уже сейчас, не дожидаясь старшего дошкольного возраста. Точно так же, как и воспитывать ребёнка необходимо уже с момента его рождения.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей младшего дошкольного возраста необходима особая организация изобразительной деятельности, где главной формой становится – сотворчество взрослого и ребёнка. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография.

На вопрос – почему? Можно ответить просто:

• Во – первых: дети очень любят рисовать, но встречаемся с трудностями у детей младшего возраста в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею).

• Во – вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другими материалами. Не только с пластилином, но и с блёстками, крупой, песком…. Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: «Я творю!», «Я создаю!» и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение!

• В – третьих: с помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что – то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.

Для справки: Пластилин применяется в психотерапии, как основное средство, также как и песок в Арт – терапии * - “песочная терапия”. С помощью его снимается агрессия, повышенная тревожность, фрустрация.

Понятие – “пластилинография” имеет два смешанных корня:

“графия” – создавать, изображать, а первая половина слова “пластилин”, материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу - объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Происходит знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

*Арт – терапия – лечение искусством (Адриан Холл – создатель 1938г.).

Живёт Зима в избушке – весёлая старушка

Друзей всех приглашает на лыжи, на коньки

И после лыжной гонки не стойте вы в сторонке,

А поспешите в гости на чай, на пироги.

Живёт Зима в избушке – весёлая старушка

И сказки сочиняет в морозные деньки.

Мастер – класс рассчитан на проведение с родителями и воспитанниками младшего дошкольного возраста.

Назначение:совместное творчество родителей и детей – создание «Домашнего театра» (детям отводится роль помощников).

Девиз: «Папа, мама, я – творческая семья!»

Цель: создать радостное настроение от общения друг с другом, атмосферу праздника и взаимопонимания, создать предпосылки креативного развития у детей.

Линии развития ребёнка

Задачи Познавательное - речевое Социально- коммуникативное Художественно- эстетическое

Образователь-ные - Расширить представления детей об окру-жающем мире.

- Учить обсле-доватьразлич-ные объекты (предметы) с помощью зри-тельного, так-тильногоощу-щения для обо-гащения и уточ-нения восприя-тия их формы, пропорции, цвета. - Обогатить словарь образ-нымивыраже-ниями.

- Научить инто-национной вы- разительности (восклицательной, вопросительной интонации). - Учить переда-вать простей-ший образ пред-метов, явлений окружающего мира посредст-вомпластили-нографии.

-Учим основ-ным приёмам пластилиногра-фии (надавли-ванию, разма-зыванию, отщи-пыванию, вдав-ливанию).

Развивающие -Развивать мел-кую моторику рук, координа-цию движения рук, глазомер.

-Развивать вни-мание, творчес-кое воображе-ние и творчес-кое мышление. -Развивать инте-рес и желание совместно при-думыватьсказоч-ные истории. -Развивать изо-бразительную деятельность детей.

-Развивать инте-рес и любовь к созданию поде-лок своими руками.

Коррекцион-ные -Развитие обще-речевых навы-ков (дуем на снежинки, на “ветерок”).

-Развитие лек-сико грамма-тического строя речи (Зима, ласково- Зимушка). -Развитие связной речи.

Воспитатель-ные -Воспитывать отзывчивость, доброту, умение радоваться вместе со сверстниками и родителями своему творению, воспитывать желание помогать друг другу. -Воспитывать навыки акку-ратной работы.

Необходимые материалы для работы:

- восковой пластилин разных цветов,

- основа для поделки “Дом бабушки Зимы”,

- платформа (из картона и самоклейки) на которой будут располагаться сказочные герои,

- веточки от кустов (деревьев, закрашенные серебряной гуашью и блёстками,

- силуэт “Бабушки – Зимы”,

- силуэты сказочных героев (заяц на лыжах, мишка на санках, белочка на коньках) – силуэты вырезаны из детских книг и приклеены на картон,

- бижутерия: пластиковые бусины, пайетки перламутрового и серебряного цвета…

Сценарий занятия

Под звуки песни Э. Хиля“Жила зима в избушке” родители и дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель приветствует родителей и детей и рассказывает стихотворение «Живёт Зима в избушке…».

Воспитатель спрашивает ребят: “О ком я рассказала вам стихотворение?»

Предполагаемый ответ детей: «О зиме», «О старушке»

Воспитатель: «Ребята, бабушка Зима приглашает нас с вами и вашими родителями в свою зимнюю сказку. И для этого нам нужно сделать маленький театр. Дом для бабушки Зимы. Пригласить к ней друзей: зайчиков, мишек, белочек. И тогда мы с вами сможем придумать свою зимнюю сказку, и показать её своим друзьям.

В конце проделанной работы преподаватель хвалит детей и родителей и вызывает чувство радости от совместного творческого процесса. Предлагает детям – показать родителям, как ребята умеют играть: физкультминутка “На горке”

Бух! Бух! Бух! Бух! --- на каждое восклицание приседает один ребёнок.

Белый снег, как белый пух --- выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой.

С горки катимся гурьбой

Я на санках за тобой --- бегут друг за другом “паровозиком” по кругу.

Развалились на снегу,

Ой, я больше не могу--- падают на ковёр, раскинув руки и ноги.

Н. Нищева По команде воспитателя расслабляются.

Рекомендации для родителей

Педагог предлагает родителям придумать вместе с детьми свою сказку и записать в “альбом – копилку” словотворчество детей из одного, двух предложений.

На выбор родителям предлагаются игровые упражнения:

I. “Игра – фантазия – Изобрази героев сказки”

- Ребёнок выбирает героя сказки и изображает его с помощью мимики, жестов, движения.

Приём – повтори за мной.

II. “Накорми животное”

- взрослый показывает героев сказки, а ребёнок придумывает слова – еду, которую любит животное.

Например: зайчик любит морковку, она сладкая, вкусная.

III. “Прятки”

- спрячьте одного из героев сказки и предложите ребёнку угадать, кто спрятался (кого не стало).

IV. “Пластилиновый мультфильм”

- вылепите вместе с ребёнком любых сказочных героев из любимых мультфильмов и предложите их “оживить” –сочините вместе новую сказку – мультфильм.

Конспект занятия с использованием пластилинографии. Мастер-класс «Живёт Зима в избушке — весёлая старушка»
Публикации по теме:

Фоторепортаж с игровой программы для детей и их родителейФоторепортаж с игровой программы для детей и их родителей Семья для ребёнка-это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Нетрадиционные формы работы с родителями В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия с использованием пластилинографии. Мастер-класс «Живёт Зима в избушке — весёлая старушка»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 15:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...