Екатерина Колесник
Конспект занятия с использованием элементов песочной терапии «Путешествие в страну песков»
Конспект психологического занятия с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».
Педагог-психолог
МБДОУ №77 г. Шахты
Колесник Е. В.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, гармонизация эмоционального состояния расширение знаний об эмоциях, возможности позитивного мировоззрения, эмпатии, толерантности, с элементами песочной терапии и сказкотерапии.
Публикация «Конспект занятия с использованием элементов песочной терапии „Путешествие в страну песков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Задачи:
1. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния;
2. Стабилизировать эмоциональный фон воспитанников с помощью песочной техники;
3. Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
4. Обогащение тактильного опыта у воспитанников;
5. Отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, лёгкий, сухой, снега (холодный, мокрый, белый);
6. Стимулировать развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики;
7. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, развивать навыки взаимодействия друг с другом, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
8. Способствовать развитию произвольности, воображения;
9. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
10. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь;
11. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
12. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
Материал:
Искуственный снег (крахмал+детское жидкое мыло, тазики с водой, салфетки, светопесочный стол, маленькие фигурки, деревья, цветы, бусинки, диск с записью спокойной музыки, Арка с разноцветными ленточками «Сухой душ», пиктограммы «Эмоции», кукла Песочная фея.
Форма занятия : Подгрупповая.
Ход занятия:
Под спокойную музыку дети заходят в зал. Детей встречает педагог-психолог с Песочной Феей.
- Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? (Ответы детей). Я тоже люблю сказки, особенно те, в которых есть волшебники и добрые Феи. Сегодня по дороге к Вам, я встретила Песочную фею и она рассказала мне грустную историю. В ее стране произошла беда! На страну налетела Песочная буря. Она уничтожила все в песочной стране и все жители разлетелись. И стала песочная страна темной и безжизненной. Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь вернуть красоту в песочную страну? (Ответы детей). Спасибо, что вы согласились. Предлагаю вам отправиться в сказочную страну вместе. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба. Я вам предлагаю отправиться туда и заселить её новыми жителями. Но для начала поприветствуем друг друга:
Ритуал приветствия: я поприветствую своего соседа справа, взяв его за руки и называя ласково по имени (Я рада видеть тебя, Димочка). Он передаст моё приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех ребят по кругу и вернётся снова ко мне. После того, как все дети поприветствуют друг-друга мы отправляемся в путешествие в песочную страну.
Но чтобы попасть в песочную страну, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.
Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
«Песочная фея нам помоги, в страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, сердце свое для добра распахни!»
Музыкальное сопровождение: мелодия «Волшебства».
Дети друг за другом проходят под аркой из цветных ленточек (Имитация «сухого душа»).
-Ну вот мы с вами и оказались в песочной стране. Но что это?
- Вместо песочных степей у нас горы снега. Ребята, оказывается, мы с вами оказались высоко в горах. А в горах всегда как (ответы детей)
- Холодно и поэтому снег не тает. Попробуйте на ощупь, какой у нас снег?
Чтобы спустится с гор в теплую песочную страну, нужно выполнить мое задание. Давайте все дружно слепим по одному маленькому комочку снега и своим теплом и добром согреем их.
Чтобы все снежинки расстаяли, давайте опустим все наши комочки в эту теплую водичку. Что у нас произошло? (ответы детей). От снега не осталось и следа.
Мимическая гимнастика.
- Замечательно! Но посмотрите, наш снег тоже приготовил для вас сюрприз. Это те эмоции, которые когда то царили в песочной стране. Давайте покажем, что там изображено. (Под снегом спрятаны пиктограммы с различными эмоциями. Дети аккуратно поднимают карточки и по очереди мимикой передают настроение, которое изображено у них).
- Ребята, а кто может рассказать, когда бывают такие настроения? (Дети высказывают свои мнения).
Теперь без опаски мы можем спуститься по волшебной тропинке в мою страну.
Дети по дорожке подходят к светопесочному столу.
Песочная фея предлагает детям для начала познакомиться со свойствами песка.
А вот и Песочная страна, где жили друзья Песочной феи.
Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите? (ответы детей) мы его не слышим, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
Посмотрите, на полянке у нас кто-то есть. Медленно ползёт в траве, тащит ношу на спине: дом тащить такая пытка, и зовут её. (улитка)
Дети отгадывают загадку.
- Правильно, к нам улитка приползла не одна. Вместе с ней приползли и ее детки, которые очень хотят с вами поиграть. Поиграем с улитками?
Предлагаю детям сыграть в игру- посмотреть сон удитки, а для этого нужно превратиться в улиток (дети одевают браслетики с изображением улиток) .
- Вы хотите узнать, что снится улитке?
Песочная терапия
Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом: Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней. Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок). Подползла, понюхала – чудесный запах! Дальше поползла. Вдруг пошел дождь. (Покажите, как он капает? Рисуют капли подушечками пальцев). Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок). Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны). Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку и уснула. (рисуют солнышко).
Молодцы! Вот такой приснился сон улитке. Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.
- Посмотрите и в нашей стране стало светить солнце! (Включается желтая подсветка в песочнице).
-Всем понравилось? Очень хорошо, но кто вспомнит, для чего мы отправились в путешествие? Для чего мы попали в сказочную песочную страну? (Ответы детей).
- Правильно, нужно помочь заселить страну её новыми жителями. Представьте, что Вы — Волшебники. Среди песков хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе героев, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома — все, что понадобится вам для создания сказочной страны. Но помните, что вы- Волшебники, а как известно, они не могут ссориться между собой, их задача-быть дружными, помогать друг другу во всем.
- Очень хорошо! Я рада, что вы справились таким непростым заданием. Поиграли, погостили, страну песка посетили, страну сказки и добра. Возвращаться нам пора!
Но прежде всего мне бы очень хотелось, чтобы вы по очереди рассказали, что вам сегодня понравилось, какое было настроение? (Дети высказываются).
- Мне тоже очень понравилось совместное наше путешествие, спасибо вам, что помогли моей стране. Она стала не только красивой, но и жители живут там теперь добрые, веселые и вежливые, они уважают и помогают друг другу. Песочная фея благодарит всех вас и приготовила для вас сюрприз (шкатулка со смайликами, чтобы вы всегда были добрые, веселые и вежливые.
На прощание предлагаю вам сделать пирамидку из кулачков и всем вместе произнести «До свидания». Ритуал прощания: пирамидка из кулачков.
- Занятие закончено. Всем спасибо! Давайте вернемся в группу через наши волшебные ворота («Сухой душ»). После игры с песком - помойте руки!