Получи документы

Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта «Навстречу детям» для детей с ОВЗ (5 фото)

надежда пермякова
Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта «Навстречу детям» для детей с ОВЗ

Цель: Формирование у детей сознательного отношения к труду.

Задачи:

• Расширить представление детей о значении труда в жизни общества.

• Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.

• Побуждать детей к развитию трудовых навыков.

• Воспитывать положительное отношение уважение к людям труда.

Оборудование: карточки, пособие «Собери пословицу», альбом профессий.

Ход занятия

Публикация «Конспект занятия „Способность к труду-главное качество человека“ в рамках проекта „Навстречу детям“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас у себя на занятии. У каждого из вас на столе карточки, на которых записаны слова. Разложите их так, чтобы получилось название темы нашего занятия.

Дети составляют карточки.

Воспитатель. Прочитайте, что у вас получилось?

Дети. Способность к труду – главное качество человека.

Воспитатель. Верно. А как вы понимаете эти слова?

Дети дают свои варианты ответов.

Воспитатель. А как вы считаете, все ли люди способны трудится?

Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, каждый человек, даже самый маленький способен трудиться. Только труд у каждого разный. Новорождённый кушает – это для него труд. Малыш учится шнуровать ботинки и застегивать пуговицы, школьник учится и помогает родителям, взрослые трудятся на работе и дома. Как видите, трудится каждый, только вот способность к труду у всех разная. Кто-то способен трудиться не покладая рук и прилагая массу усилий, а кто-то небрежно выполняет свою работу, безответственно делает своё дело. Какие люди вам нравятся больше всего?

Дети дают свои варианты ответов.

Воспитатель. Хорошо. Итак, тема нашего занятия «Способность к труду – главное качество человека».

И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Читаю рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Воспитатель. Думаю, ребята, вы все поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Дети. Потому что он трудился.

Воспитатель. Что случилось с плугом, который лежал без дела?

Дети. Этот плуг потемнел и покрылся ржавчиной.

Воспитатель. Как вы думаете, кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Дети. Людей. Труженика и лентяя.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Дети дают свои варианты ответов: Способностью хорошо трудиться обладает не каждый. Способность хорошо трудиться является одним из самых лучших качеств человека. Труд красит человека, а безделье того уродует и т. п.

Воспитатель. Значение способности к труду огромна. Постарайтесь доказать это своими примерами.

Дети приводят свои примеры.

Воспитатель. Молодцы! Многие древние авторы рассматривали способность к труду как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Ещё Владимир Мономах, один из русских царей говорил: «Труд – высшее мерило богоугодности». По древней книге «Домострой» устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Они считали главными качествами трудолюбие и бережливость. И в наше время человек в обществе ценится по его способности к труду. Ведь труд - это источник радости и удовольствия. Если прекрасно делаешь своё дело, то хорошо тебе. А те, кто находятся рядом, отмечают твою способность к труду. Как вы думаете, способность к труду – рождается вместе с человеком или ей нужно учиться?

Дети дают свои варианты ответов.

Воспитатель. Способности к труду, конечно же учатся. Нужно приложить немало усилий, чтобы твой труд начали уважать. А в трудовом коллективе человек чему-нибудь учится?

Дети. В трудовом коллективе человек учится выполнять свои обязанности.

Воспитатель. Верно, в трудовом коллективе человек получает возможность ощутить свою силу и возможности. В коллективе люди ценятся по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Всё начинается с малого, поэтому к труду надо приучать себя с раннего детства. Скажите, а с чего мы начинаем приучать себя к труду?

Дети. Мы учимся содержать в порядке свои вещи, учебные принадлежности. Учимся ухаживать за своей внешностью, одеждой и обувью. Учимся хорошо выполнять свои обязанности.

Воспитатель. При многих обязанностях человека в коллективе ценят, как и нас с вами, прежде всего, по труду. Труд помогает нам раскрывать себя, показать свои способности. В коллективе мы учимся общению с товарищами. От честного выполнения своих обязанностей, зависит благополучие остальных. Докажите мне это на своих примерах.

Дети. Если дежурный по столовой, красиво и правильно накроет стол к обеду, значит будет приятно всем. Когда дежурные по классу хорошо следят за порядком, то и в классе стоит чистота, и всем это нравится. Если в классе все готовы к уроку, значит ответственный за учёбу хорошо выполняет свои обязанности. И т. д.

Воспитатель. Верно, ребята, если каждый из нас будет хорошо выполнять свои обязанности, то у нас всегда будет полный порядок и люди будут отмечать, что в нашей группе живут и учатся трудолюбивые дети. А еще, труд имеет и большое личное значение. Испытывают радость те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как досадно бывает тем, кто ничего не умеет делать. Приведите свои примеры.

Дети приводят свои примеры.

Игра «Собери пословицу»

Воспитатель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду не только словами, примерами, но и пословицами. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? (выставляю пособие «Собери пословицу»)

Дети называют знакомые пословицы, записывают их на листочках деревьев и вывешивают на дерево без листьев.

Воспитатель. Молодцы! Вон сколько листочков появилось на дереве! А посмотрите на это сказочное дерево. На нём выросло только начало пословицы. Ваша задача дописать пословицу и прикрепить листок на своё место.

Дети дописывают и прикрепляют пословицы к дереву.

Не спеши языком-(спеши делом)

Любишь кататься- (люби и саночки возить)

Делу время (потехе час)

Маленькое дело (лучше большого безделья).

Горька работа, (да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье, (а где и терпенье)

Не сиди сложа руки- (не будет и скуки)

Деревья смотри в плодах, (а людей смотри в делах)

Терпенье и труд (все перетрут)

Под лежачий камень (и вода не течет)

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы о труде.

Труд людей надо ценить и уважать. В своей жизни мы всюду сталкиваемся с результатами труда людей. Вещи, созданные трудом человека, надо беречь. Сегодня вы сидите за школьной партой. Учёба - ваш главный труд. Какого ученика больше ценят?

Дети отвечают.

Воспитатель. Пройдут школьные годы. Вы станете взрослыми и нужно будет выбрать профессию. А что такое профессия?

Дети отвечают.

Воспитатель. Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной способности, подготовки, знаний, и умений. А много профессий вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. В мире много профессий и каждая из них интересна по-своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Но каждая профессия по-своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь это сторож, швея, или повар - о них обязательно сложена загадка. Сегодня вашему вниманию я приготовила только несколько загадок, которые войдут в наш альбом о профессиях.

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно?

(Швея)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые и храбрые,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарные)

Кладет кирпич за кирпичом –

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.

(Строитель)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас.

(Фотограф)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской;

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр)

Воспитатель. Молодцы! Вы неплохо умеете отгадывать загадки. А время нашего занятия подходит к концу и следует подвести итоги и сделать для себя какие-то выводы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю провести небольшую анкету «Моя способность к труду». Ответьте на вопросы:

-После еды убираете ли вы за собой грязную посуду (всегда, часто, редко, не убираю)

-Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду (всегда, часто, редко, не переодеваюсь)

-Убираете ли вы одежду на место (всегда, часто, редко, не убираю)

-Разогреваете ли вы сами себе обед (всегда, часто, редко, не разогреваю)

-Готовите ли вы себе пищу сами (всегда, часто, редко, не готовлю)

-Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи (всегда, часто, редко, не стираю)

-Вы сами гладите себе брюки (юбку, рубашку…. (всегда, часто, редко, не глажу)

-Можете ли вы починить что – нибудь сам (всегда, часто, редко, не могу)

-Имеете ли вы постоянное домашнее поручение (да, нет)

-Как вы поступаете, когда не хочется делать работу (убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю)

Результаты: подсчитайте свою сумму баллов за ответы по следующему ключу:

Ответы Оценка

Всегда (да) 5 баллов

Часто (заставляю) 4 балла

Редко (тяну время) 3 балла

Не делаю (нет) 0 баллов

По результатам анкеты на доске строится «Лесенка способности к труду», на которую заносятся фамилии воспитанников с самым большим количеством набранных баллов и пользующихся признанием за трудолюбие в классе, первой ступенькой будет та, кто набрал наименьшее количество баллов.

Воспитатель. Вот мы и увидели наглядно, что способности каждого человека разные. Безусловно, каждому из вас хочется сделать что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это ваше желание мне понятно. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? (Ответы детей)

- Именно сейчас вы должны хорошо учиться, ведь учёба-это большой труд. Чем лучше ученик воспитает в себе способность к труду, тем лучше он будет учиться, тем лучше он будет работать в дальнейшем. Хочу пожелать вам всем развивать в себе способность трудиться и на прощание прослушайте такие стихи

Труд – основа нашей жизни,

Он любой украсит день.

Нет стыднее укоризны,

Что тебе трудиться лень.

По душе найди работу,

Будь в ней Мастером, твори,

Не стесняйся грязи, пота,

Грубых слов не говори!

Труд любой нам очень важен,

Постарайся все пройти,

И душою будь отважен,

Постигая труд в пути.

Исполняется песня «Маленькая страна»

Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта «Навстречу детям» для детей с ОВЗ
Фото «Навстречу детям»
Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта  для детей с ОВЗ - фото
Фото №1 Цель Формирование у детей сознательного отношения к труду Фото №2 Задачи Расширить представление детей о значении труда в жизни общества
Публикации по теме:

Открытое занятие по арттерапии «Весна-Красна» для детей старшей группы Цель. • Формирование положительного эмоционального отношения к переменам весенней природы. • Самовыражение, проявление искренности, открытости.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Способность к труду-главное качество человека» в рамках проекта «Навстречу детям» для детей с ОВЗ
Опубликовано: 14 сентября 2014 в 16:50
+262Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 214.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД