МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Путешествие в прошлое колоколов и колокольчиков»

Лидия Гапеева
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Путешествие в прошлое колоколов и колокольчиков»

Цель: развитие интереса к историческому прошлому колоколов и колокольчиков

Задачи:

- Познакомить детей с историей происхождения музыкального инструмента- колокольчика ; показать, какое значение имеют колокола и колокольчики в русской в истории, культуре; расширять кругозор детей.

- Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы распространенными предложениями; развивать выразительность при чтении стихов.

- Воспитывать интерес к истории музыкальных инструментов

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру „Путешествие в прошлое колоколов и колокольчиков“» размещена в разделах

Предварительная работа:

- создание альбома «Из истории колоколов и колокольчиков»;

- настольная игра «Путешествие колокольчика по сказкам»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Колокольчик»;

- создание книжки-малышки «Веселый язычок» для чтения детьми;

- экскурсия в православную церковь;

- создание мини – музея;

- заучивание стихотворений о колоколах.

Оборудование и материал:

- презентация «Из истории колоколов и колокольчиков»;

- картинки с изображением колоколов на магнитной доске;

- маленькие колокольчики;

- выставка колокольчиков из разных материалов.

Ход занятия

Воспитатель:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

(включить колокольный звон)

Воспитатель:

- Ребята, на занятиях вы много узнали об истории разных музыкальных инструментов. Но больше всего вас заинтересовала песенка маленького колокольчика. И сегодня я вам расскажу о том, как появился на свет наш звонкий друг- колокольчик и его старший брат-колокол.

Колокол – это один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В древние времена было принято созывать людей специальными колотушками - деревянными или металлическими досками, по которым ударяли молотком (как, например, доска разделочная-показать)

Колокольчики и колокола появились, когда человек научился добывать металл.

Сначала это были просто пластины, которые долго звучали при ударе по ним молотком.

Самые древние колокола были найдены в Китае.

Их не раскачивали, как у нас. Колокол подвешивали неподвижно или устанавливали отверстием вверх. Звукоизвлечение выполняли деревянным ударником (слайд 2,3,4).

При входе в дом или в магазин многие из нас развешивают звенящие китайские колокольчики (слайд 5, которые просто звенят и оповещают о чьем-либо приходе.

Русский народ всегда любил колокола, называя части колокола как у человека.

- Кто знает, как называются части колокольчика? (ответы детей)

- Верно- уши, тулово, язык, плечи, юбка (слайд 6).

- Скажите, ребята, где вы видели колокола? (ответы детей)

- Без чего не бывает Храма, церкви? (ответы детей)

Верно, у входа в православный Храм есть башня, которая называется колокольня или звонница, где размещают колокола.

(слайд 8)

- Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить? (ответы детей)

- Как называют человека, который звонит в колокола?

- Правильно, человека, звонящего в колокола, называют звонарем.

Воспитатель:

Первое производство колоколов на Руси появилось на Валдае. Это место на середине пути между Москвой и Санкт-Петербургом. (показ на карте, слайд 9). Сегодня на Валдае существует музей колоколов.

- Из чего изготавливали колокола?

- Верно, из металла.

Воспитатель:

Местные мастера издавна славились кузнечными изделиями. В кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики. Их называли ямщицкие (слайд10).

Ямщицкий колокольчик заранее оповещал о приближении экипажа к станции, определял безопасность на русских дорогах, ритм задавался движением лошадей и был музыкальным инструментом – сопровождал пение ямщика (слайд 11).

- Подумайте, ребята, что обозначает слово колокол? (ответы детей)

Верно, слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель:

Звон колоколов звучит по-разному. Он стал частью жизни русского народа. Колокольный звон звучал в будни, звучал он и в праздники. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России. Колокол своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию (слайд 12,13).

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (ответы детей)

Воспитатель:

Царь – колокол, потому что колокол большой. Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что, когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле. Вес его 203 тонны, высота 6 метров. Царь-колокол – памятник

литейного колокольного искусства (слайд 16).

Самый большой используемый по сей день колокол —«Царский» – 72 тонны находится в Сергиевом-Посаде (слайд 17).

- Из каких материалов сегодня изготавливают колокольчики? (показ экспонатов из мини- музея группы)

Итог занятия :

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

Не зря говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”

Колокол — это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.

Чтение стихотворения ребенком:

Колокол русский, народный,

Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный,

Люб отголосок мне твой.

Прикреплённые файлы:

kolokola-mini_f0v1r.pptx | 8150,1 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых» Цель: Продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с особенностями строения насекомых.

Конспект занятия по окружающему миру «Ах ты, Зимушка-зима» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Ах ты, Зимушка-зима». В подготовительной группе. Цель занятия: Закрепить и обобщить знания.

Конспект занятия по окружающему миру «Головные уборы» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Головные уборы». В подготовительной группе. Цель: Познакомить с различными головными уборами.

Конспект занятия по окружающему миру «Одежда» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Одежда». В подготовительной группе Приоритетная область: познание. В интеграции: коммуникация,.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в космическое пространство» в средней группе Программное содержание: образовательные задачи: -Закрепить знания детей о планете Земля и других планетах Солнечной системы; -Закрепить.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Путешествие в зимний лес». В подготовительной группе. Цель. - Формировать экологическую культуру.

Конспект занятия по окружающему миру «Снеговик» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Снеговик». В подготовительной группе. Задачи. - Продолжать учить детей рисовать предмет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Путешествие в прошлое колоколов и колокольчиков»
Опубликовано: 5 января 2024 в 18:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД