Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»

Наталья Кравцова
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»

Цели: развитие связной речи у детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

4. Пополнение активного словаря существительными, сложными словами.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день ребята. Подойдите, ко мне.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Осень“» размещена в разделах

Какой сегодня день?

Хмурый пасмурный или светлый и солнечный?

Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, как можно улучшить настроение?

Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя нa них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Дети:Это осень!

Воспитатель: Сейчас посмотрим с вами, что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

- Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

- Какие цвета он использовал? (много желтых, оранжевых красок.)

- Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они (теплые, радостные веселые)

- Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

-Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

(несколько деревьев).

- Расскажите о них. Какие они? (тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая).

- Дальше, на дальнем плане, что вы видите? (группа березок).

- Такую группу называют «роща». Листочки на этих березках не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

- Какого цвета трава на лугах? (коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень).

- Речка темного цвета? Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Игра «Закончи предложение»

Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (золотая осень) Осенью листья (желтеют и опадают) Дует осенний (ветер) В лесу растут (грибы) Часто моросит (дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч) 3емля стала похожа на красивый (ковер)Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

— Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: Разминку проведем и немного отдохнем!

Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Воспитатель: Сейчас ещё игра, «Третий лишний», я буду называть слова, а вы попробуйте определить, какое слово не подходит, какое слово «лишнее».

- желтый, красный, синий (синий)

- морковь, свекла, яблоко (яблоко)

- рябина, калина, сосна (сосна)

- берёза, клён, ель (ель)

- оранжевый, жёлтый, голубой (голубой)

- желудь, орех, груша (груша)

Воспитатель: — теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова».

Я буду называть слово, вы должны придумать слова близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное,

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель:- ребята, назовите осенние месяцы.

Ответы детей:….

в старину осенние месяцы назывались иначе, чем сейчас, вот послушайте:

Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Проведем физминутку "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил. (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Воспитатель: вот ещё игра: скажи по образцу «Один — много»

(Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Воспитатель: - Продолжаем нашу беседу про осень.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка».

Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4. Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

5. Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

6. Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (Груша)

7. Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

8. Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет» :

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель:— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь.

Обведем пунктирные линии, соберем листочки в кучу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Конспект НОД Тема: «Осень» Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: 1. Закрепить умения устанавливать связь между.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень» Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Осень" Цель: Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень»,.

«Стихотворение А. Н. Плещеева «Осень». Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: заучить наизусть стихотворение А. Н. Плещеева «Осень» Дата: 26. 09. 2017г. Виды деятельности: восприятие художественной литературы,.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Золотая осень» для подготовительной группы Тема: «Золотая осень!» Цели: -Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -Активизировать глагольный словарь по данной теме.

Конспект занятия по развитию речи «Осень» в младшей группе Тема:Составление описательного рассказа об осени на основе стихотворения. Задачи: — связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Тема: Осень Возрастная группа: подготовительная группа Форма НОД: познавательная Форма организации: групповая Средства: Наглядные: иллюстрация.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень. Деревья» Конспект занятия в подготовительной группе. Развитие речи. Тема: «Осень. Деревья» Программное содержание: 1. Уточнить представление об.

План-конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Осень урожайная» .

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Спасение солнышка» Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Осень»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 06:31
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД