«Мозаика Ломоносова». Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Ольга Елизарова
«Мозаика Ломоносова». Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Мозаика Ломоносова»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели:

• продолжать знакомить детей с великим земляком М. В. Ломоносовым:

• расширять и систематизировать знания детей о песке, о том, что из него изготовляют.

• развивать самостоятельность

• воспитывать чувство патриотизма, активность, уважение к людям

Методические приемы: подарки для малышей, вопросы, проблемные ситуации, объяснение, показ. Индивидуальная работа с Максимом Ю., Машей К.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о знаменитом земляке, рассуждает, высказывает свою точку зрения, интересуется изобразительной детской деятельностью при изготовлении аппликации с использованием бисера.

Материалы и оборудование: песок, розовые тарелки, бисер, клей ПВА, трафареты из картона, дракончики.

Ход занятия:

1. Вводное слово воспитателя:

Он был ученый и поэт

Он размышляя про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал Университет.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказало о нем поэт:

«Он сам был – Университет!»

2. Беседа – рассказ о М. В. Ломоносове.

Воспитатель: Ребята, чей 3000-летний юбилей отмечает наша страна в ноябре?

Дети: Михайла Васильевича Ломоносова

Воспитатель: Правильно. Кем был этот человек? И почему память о нем до сих пор жива?

Дети: Он был великим ученым, химиком, физиком, астрономом.

Воспитатель: Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада:

«Историк, механик,

Минеролог, художник и стихотворец,

Он все испытал и все прошел…»

А. С. Пушкин

Воспитатель: Дети, почему мы называем М. В. Ломоносова своим земляком?

Дети: Он родился неподалеку от Архангельска, в Холмогорах.

Воспитатель: Детство Михайлы было нелегким

В соседстве двух морей

На родине метели

Вблизи бродящих льдов

И стужи он рожден

Страшилов

На нашей реке Двине стоит город Холмогоры, неподалеку от него находилась деревня Мешанинская. Там, 19 ноября 1911 года родился Михайло Ломоносов.

Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас кот, трудился в огороде, в поле.

Когда Михайле исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море. Отец научил Михайла пользоваться компасом, ориентироваться по звездам, определять направление ветра, ставить паруса.

Миша был очень любопытным ребенком и задавал отцу много вопросов. Отец решил отдать его учиться писать и читать в церковь к местному дьячку.

В то время было мало книг, мальчику в руки попали учебники «Арифметика» и «Грамматика». Он потом их назвал вратами своей учености.

Отец хотел, чтобы Михайло стал рыбаком, как многие поморы. У Михайло была другая мечта – он задумал отправиться в Москву учится.

В декабре 1730 года Михаил вместе с обозом рыбы отправился в Москву, ему было 19 лет. С собой у него было 3 рубля, сухари и 2 книги «Арифметика» и «Грамматика».

Единственным высшим учебным заведением в Москве была славяно-греко-латинская академия. В нее он поступил скрыв свое крестьянское происхождение. Михайло сказал, что он сын дворянина из Холмогор.

В дальнейшем Михайла быстро закончил академию и его как лучшего ученика отправили в Санкт-Петербург. После окончания университета М. В. Ломоносов стал учиться в Германии. Человеком М. В. Ломоносов был разносторонним, его интересовало все, даже искусство. В Германии ему показали интересные картины, которые были сделаны из мозаики, но секрет производства этой мозаики они не раскрыли. Ломоносов решил сам создать свою российскую мозаику.

У него к тому времени уже была своя научная лаборатория в Петербурге и там началась работа над изготовлением мозаики.

Очень кропотливым и нелегким был этот труд… Надо было создать такую мозаику, чтобы она с годами не теряла цвет, чтобы была лучше, чем в Италии. И вот поэтапно он достиг результата. Мозаика Ломоносова была очень качественной. Дети, как же делал Михайло Васильевич свою мозаику?

Дети: Он очень сильно нагревал песок и добавлял в него красители.

Воспитатель: В накаленный песок добавлялся краситель и получалось необыкновенной красоты и цвета стекло. И из множества этих разноцветных стекол он создал шедевры, которые мы можем видеть и в наше время. Рассмотреть мозаичные картины «Петр I» и «Полтавская баталия».

Подвижная игра.

На краю площадки очерчивается небольшое место – льдина, на ней стоит водящий «белый медведь». Остальные «Медвежата» произвольно размещаются по площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю» и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка» отводит его на «льдину», затем ловит других. Пойманные «медвежата» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.

4. Поисково-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Дети, присаживаетесь за столы. Перед вами тарелочки с песком. Аккуратно пересыпьте песок с ладони на ладонь.

Легко ли сыплется песок?

Дети: Песок сыплется легко

Воспитатель: Почему песок легко сыплется?

Дети: Песок сухой и сыпучий.

Воспитатель: Дети, не напоминает ли вам его движение – движение воды?

Дети: Да, напоминает.

Воспитатель: Дети, возьмите в кулак песок и тонкой струйкой ссыпайте его в одно место. Что мы наблюдаем?

Дети: Появилась горка треугольник.

Воспитатель: Да, дети постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то можно заметить, что песчинки скатываются вниз по конусу. Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Песок как будто движется по конусу.

Воспитатель: Дети, как вы думаете из чего состоит песок?

Дети: Он состоит из песчинок.

Воспитатель: С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?

Дети: С помощью лупы.

Рассматривают песчинки.

Воспитатель: Какой формы песчинки?

Дети: песчинки все разной формы.

Воспитатель: Песок сухой, состоит из песчинок разной формы. Дети, давайте, рассмотрим какого цвета песок.

Дети: Песок разной формы и разного цвета.

Воспитатель: Дети, вот из такого песка были сделаны Ломоносовские мозаики. Вместе с мозаикой М. В. Ломоносов делал бисер для украшения одежды.

На стол перед вами лежит трафарет котика – символа следующего года и бисер для украшения. Мы наклеим бисер на трафарет и подарим украшенного котика малышам и они повесят их на елку. Нанесем клей и ровным слоем выложим бисер.

Рефлексия.

Выставка изделий.

Воспитатель: О ком мы сегодня беседовали? В какую игру играли? Чем украшали трафарет котика?

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Мозаика Ломоносова». Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 16:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....