Лучший педагог года

Конспект занятия «Ой, ты Масленица» в старшей группе

Екатерина Новожилова
Конспект занятия «Ой, ты Масленица» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Ой ты, Масленица

Новожилова Екатерина Сергеевна.

Цель: расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

Задачи:

-Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

-Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

-Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Публикация «Конспект занятия „Ой, ты Масленица“ в старшей группе» размещена в разделах

Оборудование: ноутбук, презентация «Масленица».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Отгадайте мою загадку!

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком празднике говорится в этой загадке? (Этот праздник называется Масленица(2,3,4 слайд)

Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Воспитатель: А что же является символом весны, солнца в этом празднике? Знаете? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит,

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот (блин)

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. (5 слайд)

Физкультминутка:

Подвижная игра: «Горелки с платочком» (Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колоны и держит над головой платочек. Играющие хором говорят:

Гори, гори масло,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят!

После слов «Птички летят» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платок, тот станет с водящим впереди колоны, а опоздавший занимаетзанимает место водящего).

Занимает место водящего.

Воспитатель: Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. (6 слайд)

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение :

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Масляным кусочком поделитесь!

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! —

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник — заигрыши. (7, 8 слайд)

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. (9 слайд)

Четверг назывался разгуляем. (10-15слайд) Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. (16 слайд) В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота — золовкины посиделки. (16 слайд) Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. (17-20 слайд) В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и пляски.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Масленица» в первой младшей группе Цель: познакомить детей с традициями русского народа. Задачи: Дать представление о празднике «Масленица»; Создать праздничную атмосферу,.

Конспект занятия «Масленица» в первой младшей группеКонспект занятия «Масленица» в первой младшей группе Цель: познакомить детей с традициями русского народа. Задачи: Дать представление о празднике «Масленица»; Создать праздничную атмосферу,.

Беседа «Масленица» в старшей группеБеседа «Масленица» в старшей группе Беседа на тему «Масленица» в старшей группе Воспитатель Ковалевская Л. Н. Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица.

Календарно-обрядовый праздник «Масленица» в старшей группеКалендарно-обрядовый праздник «Масленица» в старшей группе Календарно-обрядовый праздник «Масленица» в старшей группе Составила: Неясова Елена Ивановна Воспитатель СП «Детский сад №114 комбинированного.

Конспект НОД в старшей группе «Масленица»Конспект НОД в старшей группе «Масленица» Цель: Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, воспитывать интерес к истории родного.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица»Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица» Цель: учить детей создавать в рисунке образ куклы. Задачи: познакомить детей с народным праздником Масленицей. Формировать умение располагать.

Конспект развлечения на участке в старшей группе «Масленица» Дети с воспитателем выходят на улицу и размещаются на площадке. Под веселую музыку появляется скоморох. Скоморох –Здравствуйте, ребята.

Развлечение в старшей группе «Ах, Масленица, маслена неделя» Цель: систематизация знаний у детей о традициях народного праздника «Масленица». Задачи: • Познакомить детей с русским народным праздником.

Сценарий праздника «Масленица широкая» в старшей группеСценарий праздника «Масленица широкая» в старшей группе На центральной площадке ДОУ детей встречают 2 скомороха – Яшка и Милашка. Яшка: Эй, ребятишки, сюда, шалунишки! Милашка: Собирайтесь все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ой, ты Масленица» в старшей группе
Опубликовано: 13 марта 2019 в 18:42
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД