Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса «Край родной мой, Ставропольский»

Оксана Фоменко
Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса «Край родной мой, Ставропольский»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в старшей группе.

Автор: Фоменко О. Г.

Тема: Край родной мой, Ставропольский.

Задачи образовательных областей:

Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и гор. Нефтекумска, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса „Край родной мой, Ставропольский“» размещена в разделах

Коммуникация: развивать связную речь детей;. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Социализация: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.

Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края, животноводство и сельское хозяйство, символы г. Ставрополь и Кавказких Минеральных Вод, Символика Ставропольского края и г. Нефтекумска (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень,овёс, пшеничные колосья (в вазе, минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).

Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края ; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева; чтение легенд о Ставропольском крае; создание детской библиотеки, экскурсия по достопримичательностям г. Нефтекумска ; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые СК».

Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.

Интеграция: Познавательное развитие, Коммуникативное развитие, Социально - коммуникативное, Физическое развитие, Речевое развитие.

Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их. (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье)

Ход:

Организационный момент.

Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки хорошо открыли,

Ушки навострили.

Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

Основная часть.

-Наши дорогие дошколята мы хотим сегодня рассказать вам много интересного о нашем СК крае,нашем любимом городе Нефтекумске. Проходите пожалуйста (рассаживаются на стулья)

1ученик : (под музыкальный фон)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Отчий дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной весёлый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Дети, а для вас, что такое Родина (вопрос воспитателя)

(ответы детей старшей группы)

Воспитатель -Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)

-Для нас с вами наша малая родина-это город Нефтекумск. Назовите адрес нашего проживания в России.

( ответы: детей старшей группы «Б»)

(гор. Нефтекумс, Ставропольский край, Россия)

-Итак, в каком крае мы живём. (ответы детей старшей группы «Б»)

-Главный город края (ответы детей ст. группы «Б»)

-Почему он назван именно так?

Вам расскажет ученица 4 «А» класса Вероника. Б.

2. ученик : (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.

-Каменный крест является символом города.

( Вношу необычный цветок: сердцевина-очертания территории ставропольского края, вокруг- семь лепестков (богатства края)

Воспитатель -Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает?

(очертания территории Ставропольскогого края. Если дети затрудняются можно поднести к карте Ставропольского края и сравнить)

-Сердцевина цветка-это наш Ставропольский край, а лепестки –богатства края.

-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и ребята расскажут вам чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1 .Природа края (природные ландшафты, животные, растения)

2 .Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)

3 .Животноводство ( на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)

4 .Подземные богатства (полезные ископаемые)

5 .Знаменитые люди края.

6 .Символика Ставропольского края (на лепестке изображены символы Ставропольского края - герб и флаг).

7. Обычаи ставропольцев.

«Отрываю» по лепестку, надписи на лепестках читают дети ученики.

1ученик. Природа края. (Показ презентации)

-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.

- Основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)

- Озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)

- Водохранилища Ставропольского края. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

- Названия каких гор Ставропольского края вы знаете. (Вопрос воспитателя к детям ст. группы «Б»)

Физкультминутка «Родные просторы»(Проводят ученики)

Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)

Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны : (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой»,взявшись за руки)

А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)

Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)

Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)

Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)

И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут. (изображают разных животных)

И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)

2. ученик Сельское хозяйство. (показ презентации)

-на этом следующем лепестке изображён колос пшеничный.

- наш называют Житницей, край хлеборобов.

-Пшеничный колос можно по праву считать символом Ставропольского края. (воспитатель вносит вазу с пшеничными колосьями, ставит на видное место)

-Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры.

Какие именно сейчас вы их назовёте.

Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)

-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)

-Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)

3 ученик. Животноводство. (показ презентации)

-Ставропольский край называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)

-Какие животные дают нам шерсть?

-Сейчас вы пройдёте к столам

ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.

4. ученик Полезные ископаемые. (читает ребёнок)

-Что такое полезные ископаемые? ответы детей ст. гр «Б» (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)

Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края) проводит

(ученица4 «А» класса Настя П.)

Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,

И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)

-Екатерина К. .(сопровождает рассказ иллюстрацией)

Расскажет нам какой клад нашёл житель селения Навкус-Артезиан Нефтекумского района Лифтфулла Джигитов на территории нежилого старинного ногайского аула Тавык куйген. (сопровождает рассказ иллюстрацией)

Лифтфулла проходил недалеко от кладбища и обратил внимание на предмет интересной формы, одним своим краем торчащий из земли, стал подкапывать его. На небольшой глубине обнаружил множество предметов из металла белого цвета. – Они из серебра? –клад прошёл экспертизу в головном музее ДГОМ город Махачкалу, оказалось,что все найденные предметы – это фрагменты ногайского женского костюма предположительно конца XIX века: парные браслеты в хорошем состоянии, фрагменты поясов, нагрудные застежки разных видов, наплечная или налобная подвеска, бусины, пуговицы, различные серьги, а также 53 подвески. Эти подвески – части нагрудного украшения из ткани. Что интересно, среди этих украшений был найден фрагмент оружия – кольта. Это может быть одним из подтверждений того, что ногайские женщины тоже были воинами. – То есть эта находка поможет ученым продвинуться в изучении истории Ногайской степи? – Люди находят посуду, бусы, мечи, сабли и ножи, украшения, наконечники стрел, другие вещи.

Воспитатель. Минеральная вода одно из главных богатств Ставропольского края. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)

- И потянулись к водам коляски, брички, поезда.

И шла молва : от всех недугов целит кавказская вода.

Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.

-В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?

-Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием. (нарзан).

-Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)

-Почему (люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)

-Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сей час его укрепим.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться,разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

5. ученик Знаменитые люди края. (показ презентации)

-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. -знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)

Послушайте стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться.

Стихотворение «Дедушка Туман»

(читает ученик)

Дедушка Туман

Лес в карман, поля в карман

Спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга,

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

За рекою в гору лез,

Потерял поля и лес,

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

У высокого кургана,

Где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

Вопросы воспитателя (ответы детей ст. гр «Б»)

-Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)

-Какие ещё его стихи вы запомнили (названия)

-Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.

6. Воспитатель Символика Ставропольского края. (показ презентации)

-Отличительными символами Ставропольского края являются.? (герб и флаг)

-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации)

-Почему полотнище флага Ставропольского края золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)

-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр)

-Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов города. Нефтекумска.)

«Герб города Нефтекумска представляет собой геральдический щит с обрамлением.

Главной фигурой герба является стела "Европа - Азия", означающая особенности географического расположения города и отражающая многонациональный состав населения, проживающего в городе. Щит делится на четыре поля золотого и синего цвета, в которых отражены главные природно-экономические и историко-культурные особенности Нефтекумска.

Название города "Нефтекумск" размещается в верхней части щита. Год образования располагается вертикально на изображении стелы "Европа - Азия.»

Флаг города Нефтекумска

Флаг города Нефтекумска представляет собой полотнище прямоугольной формы. С левой стороны флаг имеет полосу для крепления древка. Флаг имеет изображение герба города с одной стороны, который расположен в центре полотнища.

В основе флага — герб города, цвет флага повторяет цветовую гамму герба: голубой – Европа, жёлтый –Азия, вместе это — символ прочности единения многонационального населения города и его великодушия. Цветовая гамма, символизирующая единение Европы и Азии, исходит из географического расположения города.

Пальчиковая гимнастика про солнышко

Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)

Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)

Нас покружи,нас покружи, (покружиться парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)

Солнышко с нами по кругу идет.

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)

Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)

7. Воспитатель (Обычаи Ставропольского края.)

-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы,даргинцы,карачаевцы)

-Но всех нас, людей проживающих в Ставропольском крае объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-этодействия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей?

(хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)

-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)

-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места Ставропольского края.

Спасибо вам дорогие ребята за интересный рассказ о нашем крае.

(дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)

Заключительная часть

-Мы рассмотрели все лучики-богатства Ставропольского края. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш край.

-Вот наш цветик-семицветик, все богатства Ставропольского края.

-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о Ставропольском крае. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о запомните и сохраните в своих сердцах.

Читает ученик :

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

Идёт музыкальный фон

-Ставропольский край -удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше.

Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации.

-Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным.

-За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными медальонами. (награждаю и раздаю сладкое угощение).

Публикации по теме:

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Коррекционно-развивающее занятие психолога с учениками 1 классаКоррекционно-развивающее занятие психолога с учениками 1 класса Коррекционно-развивающее занятие в 1-и классе НОДА на тему: «Я - уже ученица и я учусь учиться и развивать свои возможности и познавательные.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Сценарий мастер класса по изготовлению бумажного голубя совместно с родителями и детьми в старшей группе в День матери Цель: - Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. - Установление партнерских отношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе совместно с учениками 4 класса «Край родной мой, Ставропольский»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 15:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД