Папки-передвижки

Конспект занятия по лепке «Весёлые матрёшки» для подготовительной группы

Елена Холодкова
Конспект занятия по лепке «Весёлые матрёшки» для подготовительной группы

Холодкова Е. А., воспитатель МБДОУ д/с №5 «Звоночек» г. Тамбова

Проект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет

по разделу «Художественное творчество» (лепка)

В Е С Е Л Ы Е М А Т Р Ё Ш К И

Программное содержание.

Расширить представление детей о видах народного декоративного ис-кусства.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной мат-рёшки, с её внешним обликом.

Учить различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Семёновская.

Публикация «Конспект занятия по лепке „Весёлые матрёшки“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение за-полнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей по-верхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками).

Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зё-рен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать способность к самоанализу и оценке результатов.

Материалы и оборудование.

Образцы матрёшек из дерева; бумажные силуэты матрёшек разных ви-дов (Семёновская, Посадская, Полхов-Майданская); иллюстрация с изобра-жением прообраза матрёшки – японского мудреца Фукурумы, изображение первой русской матрёшки; разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, зёрна риса, гороха и фасоли, картонные заготовки матрёшек с кон-турами костюма; разноцветные косыночки и платочки для плясовой.

Музыкальное сопровождение.

Аудиозапись песни «Русские матрёшки», русских народных мелодий.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов, рассматривание деревянных матрёшек в группе, игры с народными игруш-ками. Прослушивание русской народной музыки. Разучивание элементов на-родного танца.

Ход занятия.

Воспитатель (в ярком сарафане и платке) загадывает детям загадку:

Веселушки, хохотушки –

Деревянные подружки

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать!

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку –

- Да, ребята, это матрёшка. И сегодня мы поговорим с вами об этих рас-писных красавицах.

Матрёшка считается русским сувениром, очень популярным среди нас, россиян, и иностранных гостей. Но далёко не каждый знает, как матрёшка появилась.

Давно-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли в Россию из далёкой Японии точёную фигурку добродушного лысого старика. Изо-бражала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от по-стоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъёмной и внутри была спря-тана фигурка поменьше, а в ней фигурка ещё меньше и т. д. Всего таких куко-лок оказалось 5.

- Ну-ка, скажите, кто же такой этот загадочный Фукурума? Откуда он по-явился? (Ответы детей: мудрец из Японии.)

Российские мастера оценили эту идею. И решили они сделать похожую игрушку, изменив её внешний вид: превратили старика в румяную девушку и назвали «матрёшкой», потому что раньше, в российской деревне женское имя Матрёна было одним из самых распространённых. Матрёшка всем так понравилась, что вскоре её стали изготавливать во многих местах и в боль-ших количествах.

- А знаете, кто сделал самую первую русскую матрёшку?

А сделали её в подмосковной усадьбе Абрамцево. Первую русскую мат-рёшку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. А художник Сергей Малютин расписал её. Это была девочка, одетая в зелёную рубаху и оран-жевый сарафан. В руках она держала чёрного петуха и всем улыбалась.

- Кто сделал первую матрёшку в России? (Ответы детей: токарь В. Звёздочкин и художник С. Малютин.)

Первая матрешка была не простая, в ней пряталась сестрёнка, а в той – следующая. А потом шёл русоголовый мальчик в красной рубахе. Последним был спелёнатый младенец. Всего в первой матрёшке было 8 кукол. Мат-рёшка стала символом большой русской многодетной семьи. А также сим-волом русского духовного изобилия и великолепным изделием декора-тив-но-прикладного искусства.

- А давайте, ребята, мы сейчас с вами превратимся в матрёшек и попля-шем, как матрёшки. Ну-ка, надевайте косыночки на голову, становитесь в хо-ровод.

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

(Хоровод-плясовая «Русские матрёшечки».)

- Ах, какие молодцы, какие матрёшки-красавицы!

Матрёшка сразу полюбилась и детям и взрослым. Новинку отправили в Париж на Всемирную выставку. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, тоже были очарованы русской матрёшкой.

А матрёшки делают и до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семёново, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.

Формы для матрёшек вытачивают из берёзовых и липовых чурок на то-карном станке. Токарь должен быть искусным. Ведь есть матрёшки, состо-ящие из 50 и даже 60 кукол. Самая большая – ростом с первоклассницу. А са-мая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

- Возьмите матрёшки в руки, раскройте их, посмотрите, какой на них наряд.

Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изобра-жали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цве-тов. Появились матрёшки, изображающие пастушков со свирелью. Матрёшки становились известным Русским сувениром.

В качестве сюжетов для росписи матрёшек использовали и произ-ведения русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»; П. Ершова «Конёк – горбунок».

А потом стали изображать даже артистов, членов нашего правительства и даже футбольную команду.

- Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихо-нечко. Пойдёмте, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – картонные заго-товки матрёшек с нарисованными контурами нарядов и записка.) Какие-то странные матрёшки, будто раздетые. Да тут есть ещё записка, читаем: «Ху-дожник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрёшек.» Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрёшек? (Дети: - Да, поможем)

Тогда сядем в нашу мастерскую за столы и приступим. Но расписывать мы с вами будем не красками, а пластилином, и выкладывать узор зёрнами риса, гороха и фасоли. (Пальчиковая гимнастика)

Ты матрёшечка-краса,

Расскажи нам, где была?

«Я с сестричкой в лес ходила,

А с другой – дрова рубила,

С третьей – печку я топила,

А с малышкой – щи варила.»

Выберите, каким цветом у ваших матрёшек будет платочек, а каким са-рафан. И начинаем заполнять наряды, не заходя за контуры, пластилином. Мы отрезаем от большого куска пластилина маленький кусочек, слегка его размягчаем в руках и намазываем пальчиками на фигурку. (Проверяю, по-могаю.)

Когда наряд матрёшки «закрасили» пластилином, можно приступать к выкладке узора. (Показываю.) На платочке рисинками можно выложить узор «ёлочка». А на сарафане цветок: серединка из гороха, а лепестки – из фасо-ли, стебелёк и листики – из рисинок. А можно сделать платочек в горошек, а можно из рисинок сделать звёздочки (показываю).

(Во время работы детей звучит аудиозапись русских народных мело-дий.)

По окончании работы оформляется выставка матрёшек «Конкурс кра-соты». Анализ работ:

- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Мат-рёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни против наркотиков» В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» с 03.12.12г. по 14.12.12г. проходил смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке «Весёлые матрёшки» для подготовительной группы
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 14:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД