«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию

Наталья Марушкина
«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию

Тема: “Наши соседи Хакасы”

Программное содержание:

1. Познакомить детей с национальными особенностями Хакасии;

2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие;

3. Воспитывать дружеские чувства к людям автономных республик.

Словарная работа: Хакасия, орнаменты, самобытная одежда.

Материалы и оборудование: Фрагмент мультфильма «Люди разные – страна одна»; альбом «Орнаменты Хакасии»; презентация «Река Абакан»; запись хакасской народной песни «Айдым»; шапка от костюма медведя, силуэты рукавиц с нанесенным орнаментом, карандаши или фломастеры.

Ход занятия.

- Дети, посмотрите какие у нас сегодня гости. Их зовут Тарина и Алатай

Они очень непохожи на нас с вами. И одежда у них другая, и имена… Это потому, что живут они в республике Хакасия. Они наши соседи и друзья. Хотите узнать про их республику?

Показ мультфильма о Хакасии.

Абакан – это столица республики Хакасии. Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен.

Послушайте легенду:

показ презентации «Река Абакан»

“Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…. Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

В Хакасии много медведей, они живут в лесах Хакасии. А маленькие дети играют в игры про медведей. Вы хотите поиграть в Хакасскую народную игру?

Физминутка: Хакасская народная игра “Медведь и пень»,

под запись хакасской народной песни «Айдым»

/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Понравилась вам игра? А как он называется? Пока мы с вами играли звучала музыка. Вы не заметили в ней что-то необычное? (Непонятная речь). Давайте еще раз послушаем. Это песня исполняется на Хакасском народном языке.

- А вы обратили внимание, какие узоры на одежде наших гостей.

- Эти узоры называются орнаменты. Как называются эти узоры? /ответы детей/

Рассматривание альбома «Орнаменты Хакасии»

Посмотрите, какая нарядная одежда в Хакасии. Там, где они живут водится много разных зверей, поэтому на одежде много меха. Одежда этих людей очень красива и разнообразна.

Женщины в хакасии любят заниматься рукоделием: шить, вышивать.

Воспитатель читает стихотворение «Варежка» Я. Тисперекова.

«Луна глядит в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

И прогоняют зиму. /Перевод В. Данилюка/

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц. Давайте поможем Тарине, раскрасим ей рукавицы, чтобы она могла гулять на морозе.

Работа детей:

Дети раскрашивают растительный орнамент на силуэте рукавиц.

Подведение итогов:

Очень красивые и необычные рукавицы вы сделали для наших гостей. Теперь им не страшны морозы.

А кто запомнил, из какой республики наши гости?

Чем они не похожи на нас с вами? (Одежда, имена, речь).

Мы с ними разные, но живем в одной большой стране России, дружим и уважаем друг друга. Давайте пригласим Тарину и Алатая в группу, что бы и они могли получше познакомиться с нами.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://images.yandex.ru/

http://khakasia.jimdo.com/

Публикации по теме:

«День народного единства». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: День народного единства (27-31 октября 2014 года).10 неделя. 1-9 неделиhttp://www.maam.ru/detskijsad/gulsina1959/cat-2773 Коммуникация.

«Кто встречает нас в детском саду». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. 1 - 4 недели смотреть в блоге. 5 неделя. Тема: Кто встречает нас в детском саду. (22-26 сентября 2014 года) Коммуникация. «Замок волшебства».

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
Автор публикации:
«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию
Опубликовано: 17 марта 2014 в 16:59
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...