«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию

Наталья Марушкина
«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию

Тема: “Наши соседи Хакасы”

Программное содержание:

1. Познакомить детей с национальными особенностями Хакасии;

2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие;

3. Воспитывать дружеские чувства к людям автономных республик.

Словарная работа: Хакасия, орнаменты, самобытная одежда.

Материалы и оборудование: Фрагмент мультфильма «Люди разные – страна одна»; альбом «Орнаменты Хакасии»; презентация «Река Абакан»; запись хакасской народной песни «Айдым»; шапка от костюма медведя, силуэты рукавиц с нанесенным орнаментом, карандаши или фломастеры.

Ход занятия.

- Дети, посмотрите какие у нас сегодня гости. Их зовут Тарина и Алатай

Они очень непохожи на нас с вами. И одежда у них другая, и имена… Это потому, что живут они в республике Хакасия. Они наши соседи и друзья. Хотите узнать про их республику?

Показ мультфильма о Хакасии.

Абакан – это столица республики Хакасии. Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен.

Послушайте легенду:

показ презентации «Река Абакан»

“Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…. Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

В Хакасии много медведей, они живут в лесах Хакасии. А маленькие дети играют в игры про медведей. Вы хотите поиграть в Хакасскую народную игру?

Физминутка: Хакасская народная игра “Медведь и пень»,

под запись хакасской народной песни «Айдым»

/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Понравилась вам игра? А как он называется? Пока мы с вами играли звучала музыка. Вы не заметили в ней что-то необычное? (Непонятная речь). Давайте еще раз послушаем. Это песня исполняется на Хакасском народном языке.

- А вы обратили внимание, какие узоры на одежде наших гостей.

- Эти узоры называются орнаменты. Как называются эти узоры? /ответы детей/

Рассматривание альбома «Орнаменты Хакасии»

Посмотрите, какая нарядная одежда в Хакасии. Там, где они живут водится много разных зверей, поэтому на одежде много меха. Одежда этих людей очень красива и разнообразна.

Женщины в хакасии любят заниматься рукоделием: шить, вышивать.

Воспитатель читает стихотворение «Варежка» Я. Тисперекова.

«Луна глядит в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

И прогоняют зиму. /Перевод В. Данилюка/

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц. Давайте поможем Тарине, раскрасим ей рукавицы, чтобы она могла гулять на морозе.

Работа детей:

Дети раскрашивают растительный орнамент на силуэте рукавиц.

Подведение итогов:

Очень красивые и необычные рукавицы вы сделали для наших гостей. Теперь им не страшны морозы.

А кто запомнил, из какой республики наши гости?

Чем они не похожи на нас с вами? (Одежда, имена, речь).

Мы с ними разные, но живем в одной большой стране России, дружим и уважаем друг друга. Давайте пригласим Тарину и Алатая в группу, что бы и они могли получше познакомиться с нами.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://images.yandex.ru/

http://khakasia.jimdo.com/

Публикации по теме:

«День народного единства». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: День народного единства (27-31 октября 2014 года).10 неделя. 1-9 неделиhttp://www.maam.ru/detskijsad/gulsina1959/cat-2773 Коммуникация.

«Кто встречает нас в детском саду». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. 1 - 4 недели смотреть в блоге. 5 неделя. Тема: Кто встречает нас в детском саду. (22-26 сентября 2014 года) Коммуникация. «Замок волшебства».

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Наши соседи хакасы». Конспект занятия во второй младшей группе по поликультурному воспитанию
Опубликовано: 17 марта 2014 в 16:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Развлечения для детей второй младшей группы фото отчет «Волшебный мир насекомых».
Цель : Продолжать расширять знания детей о летних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...