Конспект занятия: «Здравствуй мир». Тема: «Путешествие в Африку». Подготовительная группа. Программа «Школа 2100»

Евгения Ульянова
Конспект занятия: «Здравствуй мир». Тема: «Путешествие в Африку». Подготовительная группа. Программа «Школа 2100»

Подготовительная группа.

Занятие:

«Здравствуй мир»

Тема:

«Путешествие в Африку»

Проблемы:

1)Умеет ли страус летать?

2)Для чего страусу нужны крылья?

3)На чём растут бананы?

Цель:

Развивать у детей творческие познавательные особенности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1)Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

2)Развивать фантазию, образное мышление, память.

3)Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Материалы:

физическая карта мира, большая карта Африки (пазлы, большое письмо, рисунки животных и растений Африки, энциклопедия для детей, финики.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети входят в группу. На столе воспитателя большое письмо.

Воспитатель:

- Ребята, а что это такое у меня на столе? (Письмо)

-Ой, какое оно большое. А вы хотите узнать, что в нём? (Да)

-Мне тоже очень интересно. Тогда, давайте открывать! (Открыли, а там фрагменты рисунка).

-А, что это? (Ответы детей) Интересно, что за рисунок получится? Как вы думаете? (Ответы детей)

-А как узнать? (Собрать рисунок)

-Тогда приступим.

Игра «Собери рисунок»

(дети собирают рисунок).

-Итак, ребята, что получилось? (Африка)

-А как сначала думали? (Ответы детей)

-А на самом деле, что это? (Африка)

-Так, о чём мы сегодня будем говорить? (О материке – Африка)

-А кто покажет на большой карте Африку? (Показывают)

Ребята, а ведь у нас в Африке есть друг. Как его зовут? (МАСМЕЛО)

-Наверное, это он прислал нам письмо. Но неужели Масмело никакой записки не оставил? Давайте ещё раз посмотрим в конверте? (Смотрят)

Точно! Вот она. Хотите узнать, что он пишет? (Да)

-Тогда слушайте!

ПИСЬМО ОТ МАСМЕЛО.

Здравствуйте, мои дорогие ребята!

Пишет Вам ваш друг – Масмело. Спасибо Вам за интересное письмо. Мне и моим друзьям очень понравились ваши рассказы и рисунки. Мы, как-будто побывали у Вас в гостях. А у нас в Африке всё по-другому. И мы хотим, чтоб и Вы совершили путешествие по нашему материку. А поможет Вам карта, которую вы уже, наверное, собрали. Счастливого пути, ребята! Ваш друг Масмело.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы совершить путешествие? (Да)

Садитесь по удобнее.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ.

Для того чтобы отправиться в путешествие нужно произнести волшебные слова - «крибле, крабле, бумс!» (Дети говорят волшебные слова)

-Ой, ребята, а где это мы оказались:

Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Годами не бывает дождей.

-Как вы думаете, где мы? (В пустыне) - А почему она так называется? – ПУСТЫНЯ. (От слова пусто, ничего нет)

Да, кажется, в таком месте растения жить не могут, но оказывается, они все-таки есть! Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками-КОЛЮЧКАМИ. (Показ рисунка)А как же они обходятся без воды (Варианты ответов)

У них очень длинные корни с 15 –этажный дом, чтобы доставать воду под землёй.

Вы как сначала думали? (ответы) А оказалось? (ответы)

Разместите растение на карте.

Кажется, что в пустыне и животных – то нет, но…

Зверь я горбатый,

В пустыне живу.

В дальние страны

Поклажи вожу. (Верблюд)

Кто же это? (Показ рисунка)

А что вы о нём знаете? (Ответ)

Воспитатель:

Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За день он может пройти 80км и нести груз 500кг. Шерсть помогает переносить жару и холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма.

Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (Горб)

Верно! В горбах накапливается жир и вода, которые, будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться.

Люди используют в пищу молоко, а из шерсти изготавливают одежду.

Ребята, а куда же мы поместим верблюда (В пустыню. Ребенок размещает верблюда на карте)

Воспитатель:

А теперь закройте глаза, представьте, что мы идем по знойной пустыне. Нам жарко, и, о чудо-вода! Да это же священные воды Африки - река НИЛ. Кто покажет её на карте?

Эта река даёт жизнь многим животным, растениям и людям.

Вот, например, ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА (показ рисунка). Это одна из красивейших пальм со стройным стволом высотой до 30м и кроной перисто серо-зелёных листьев длиной 4-6м. Длиные листья - дар природы! Из них делают пальмовые крыши, корзины, сёдла. Плоды у неё – ФИНИКИ. Подойдите к столу, посмотрите - вот они (показ). Самые деликатесные финики - крупные, мясистые, полупрозрачные - вывозят в другие страны. Очень ценятся сухие или хлебные финики, мякоть которых высыхает и засахаривается на дереве. Арабы готовят из них десятки разнообразных блюд, даже пекут хлеб. Из сока свежих плодов делают финиковый «мёд» и напитки. А если горсть фиников часто составляет обед жителя песков-бедуина, то размолотые семена идут на корм его верблюду. Недаром финики называют - «второй хлеб».

А вы хотите попробовать? (Да) Тогда угощайтесь.

А теперь, разместите на карте пальму. (Дети садятся на места)

Воспитатель:

По реке плывёт бревно, ох и злющее оно.

Тем, кто в реку угодил, нос откусит (Крокодил) Показ рисунка

Крокодилы могут жить и в воде и на суше. На берегу или островке крокодилиха делает холмик из травы и водорослей; утрамбует его, выкопает ямку, отложит туда яйца и прикроет травой сверху. Два месяца заботливая мама будет лежать возле своего гнезда. За это время она почти не ест. Лишь изредка отойдет, в воду окунуться, чтобы принести на себе воды и полить гнездо. Малыши рождаются крошечными-20-30см. Только через 10-15 лет крокодил станет взрослым, и его длина достигнет 6 метров. Но, не смотря на его размеры, крокодила не сразу заметишь. Он сидит в засаде. Подкарауливая жертву, он лежит, погрузившись в воду, а над поверхностью выступают только глаза и ноздри. Когда животные подходят, то крокодил взмахом хвоста сбивает с ног и утаскивает под воду. Поэтому, нам нужно быть осторожнее. Давайте, разместим его в реке и пойдём дальше. (Дети кладут крокодила на карту)

Воспитатель:

Закройте глаза. Представьте, что пустыня осталась позади. Начинают появлятся кустарники, причудливые деревья. Ура! Да это же – АФРИКАНСКАЯ САВАНА! Она желтая и сухая, когда нет дождя (ЛЕТО, и зелёная и сочная после дождя (ЗИМА)

И первое растение, с которым мы встречаемся, это – БАОБАБ (показ рисунка)

У него необычно раздутые ствол и чахлые кроны. По легенде бушменов, Гиена-дух зла - нарочно посадила первый баобаб «вверх ногами» - вот почему он выглядит так страшно. Баобаб цветёт в безлистном состоянии. У него крупные белые цветы, которые живут всего одну ночь. Плоды напоминают дыню и покрыты серым войлочным опушением. Взрослый баобаб-это как бы резервуар, заполненный водой. Мучимые жаждой животные атакуют стволы, разбивая их в щепы. Летом деревья сбрасывают листву. Как вы думаете, зачем (Жарко)Старые баобабы часто пустотелы. Иногда в них живут люди. Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой и вмещал 30 человек.

Давайте,это интересное дерево разместим на карте. (Дети кладут рисунок)

Так, вижу вдалеке, за баобабами, животное-

Царём зверей его зовут,

Такие звери в Африке живут. (Лев)

Кто это? (показ рисунка)

Воспитатель:

Льва очень трудно рассмотреть в саванне. Цвет шерсти позволяет ему быть незамеченным среди желтой, сухой травы. Он Хищник. На охоту ходят, как правило, Львицы. Они более подвижны. Нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. После удачной охоты сначала, как правило, едят львы, затем львицы и, наконец, львята. Львы не дают травоядным размножаться в большом количестве, спасая растительный мир от полного уничтожения.

Дети, давайте разместим льва на карте.

А кто это убегает ото льва?

-Коняшки, на всех тельняшки? (ЗЕБРЫ) Показ рисунка

Воспитатель:

Зебра бегает с большой скоростью. Защищается она - ударом копыт. В полёте зебра бьёт задними ногами. Такой удар может сильно повредить хищника. Кочуют зебры табунами, обычно состоящими из нескольких семей(4-7 голов). Узнают друг друга по рисунку. Держаться вместе, поэтому чувствуют себя в большей безопасности. Как вы думаете, почему? (Ответы) Чем больше глаз, тем больше шансов вовремя обнаружить врага.

Давайте разместим животных.

Рядом с зебрами можно встретить…

Длиношеий,в рифму-шкаф,

А зовут меня. жираф! (Показ рисунка)

Воспитатель:

Жираф - самое высокое животное на земле. Высота его 6 метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы рано утром или вечером. Почему? (Ответы детей) Спасаются от зноя. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся отдохнуть, то ненадолго.

Давайте этого «великана» поселим в саванне.

Ой, а кто это так быстро пробежал? (Показ рисунка)

Страус

А кто такой страус? (Птица)

А он умеет летать? (Нет, да)

Сколько в группе мнений? (Два)

Какой возникает вопрос (Кто прав? Умеет ли страус летать)

Я вам расскажу.

Страус - самая крупная птица в мире. Рост 2,5 метра, вес 150 кг. И этот большой вес-помеха для полёта. Тогда для чего ему нужны крылья? (Варианты ответов) Вы смогли правильно ответить на мой вопрос? (Нет) Что вызвало затруднение? (Не знаем)

Непригодные для полёта слабые крылья нужны страусу для бега. С их помощью птица сохраняет равновесие. Давайте и страуса поместим в саванне.

Воститатель:

Ой,слышите…Топ-топ-топ…

Стоят четыре столба, на столбах большая бочка,

По бокам два лопуха,по концам две верёвки. (Слон) Показ рисунка.

Слон - самое могучее и сильное животное. А что же самое удивительное у слона? (хобот)

А зачем он нужен? (Ответ детей)

Он собирает листья, плоды, проявляет нежность, защищает от врагов. Семья у слона очень большая. Где численность слонов чрезмерно возрастает, существует опасность нанести природе ущерб, ведь большому слону каждый день требуется полтонны травы. Ребята, давайте и слона поместим в саванну. (Ребята располагают на карте)

Теперь двигаемся дальше. Появляется все больше растений. Проходить становиться труднее и труднее. В некоторых местах вообще только с топором. Да это же - влажные тропические леса. Сколько здесь интересного!

Вот, например, любимое лакомство обезьян. Что это? (Бананы) Показ рисунка.

А на чём растут бананы? (На пальме)

Давайте проверим. Подойдите к столу. У меня есть «умная» книга. Как она называется?- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Сейчас мы прочитаем: "На первый взгляд растения похожи на пальмы. Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не деревья, а травы! Правда, гигантские- высотой до 15м» (Энциклопедия для детей,том».Москва. Аванта+,1998г. стр. 405)

Так, где растут бананы? (ответы)

А вы как думали? (на пальме)

А оказалось? (на траве)

Кто разместит растение на карте?

Ещё одно интересное растение- Кокосовая пальма. (Показ рисунка)

Как вы думаете, почему она так называется? (Растут на пальме кокосы)

А почему кокосы так называются? (Молчание)

Вы смогли ответить на мой вопрос? (Нет)

Что вызвало затруднение? (Мы не знаем)

Тогда слушайте.

Когда португальские моряки причалили к берегам Африки, то они увидели пальмы. Между листьями они заметили что-то коричневое, и сказали «коко»,что значило-«обезьянки»!Но на самом деле это были плоды пальмы, которые мы сейчас называет кокосы. Вот такая интересная история. Ребята, давайте кокосовую пальму разместим на карте.

А кто это прыгает с дерева на дерево? (ГОРИЛЫ) показ рисунка.

Воспитатель:

Гориллы вовсе не лютые звери. Они питаются растениями. Большую часть времени они играют и ищут пищу. Когда существует опасность, они бьют себя в грудь. Покажите, как они это делают (Дети имитируют поведение животных) Противник убегает. Такое поведение отпугивает непрошеных гостей. Давайте и эту замечательную обезьянку поселим во влажных экваториальных лесах.

Ребята, в Африке есть ещё очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, увы, уже подходит к концу.

Чтобы вернуться на свой материк нужно произнести волшебные слова «Крибе, крабле, бумс»! (Закрывают глаза, произносят слова)

Итог занятия.

Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие, которое нам устроил МАСМЕЛО? Что нового узнали?

Где можете применить знания?

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Конкурс грядокКонкурс грядок Девочки, у нас в саду прошел конкурс "Огород на окне" Представленные фотографии, всего лишь, малая часть, что представлено было на суд нашего.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия: «Здравствуй мир». Тема: «Путешествие в Африку». Подготовительная группа. Программа «Школа 2100»
Опубликовано: 10 октября 2012 в 16:42
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...