МААМ-картинки

Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»

Вера Алексеевна Паксеева
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»

При планировании прогулки задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью: наблюдением, различными играми, трудом. Содержание деятельности детей учитывала от времени года, от погоды, интересов детей и от регионального компонента (т. е. закрепление знаний о природно-климатических особенностях родного края). Известно, что игровая деятельность является приоритетной в детском саду. И я старалась, чтобы все дети были охвачены игрой, ведь в игре у детей развиваются инициатива, самостоятельность, уверенность, настойчивость, а двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе. Прогулку старалась провести интересно, познавательно; все ее этапы были объединены одним сюжетом и подчинены единой цели.

Публикация «Конспект зимней прогулки „Какая зима в Чувашии“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей первичных представлений об универсальной ценности родной природы Чувашии. Задачи:

- Формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально – чувственной сферы.

- Формирование представлений о народных приметах, о погоде.

- Ознакомление с национальными традициями Чувашского края, с чувашскими народными приметами о погоде.

- Развитие устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе, проектно – исследовательской деятельности народных примет о погоде.

- Воспитание толерантности, уважительного отношения к традициям и духовным ценностям своего народа.

ОО «Речевое развитие»

Обучающие: - Закрепить знания об особенностях природных условий Чувашии.

Развивающие:- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки.

-Развивать речевую активность детей через полные ответы на поставленные воспитателем вопросы.

Воспитательные: - Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

ОО «Познавательное развитие»

Развивающие:- Поддерживать интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; формировать познавательные действия. Обучающие: - Предоставить детям возможность для исследования, экспериментирования в условиях прогулки.

Воспитательные: - Проявлять заботу о птицах, растениях.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Обучающие:- Закрепить правила безопасного поведения во время игр на участке.

Развивающие:- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками.

-Развивать самостоятельное игровое поведение и взаимодействие детей в игре.

Воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; приучать детей убирать за собой выносной инвентарь.

ОО «Физическое развитие»

Развивающие: - Расширять двигательный опыт детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.

- Развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.

- Совершенствовать имеющие навыки в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях.

Обучающие: - Становление ценностей ЗОЖ.

Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность; активность.

-Укрепить здоровье детей в процессе прогулки.

Предварительная работа:

-Чтение книг, стихов, отгадывание загадок про зиму, снег, лед и другие зимние явления;

-Беседы о профессиях людей, снимающих кино;

-Беседы о значении интернета в жизни людей;

-Разучивание текстов новых игр;

-Просмотр видеофильмов о работе научно-исследовательских институтов;

- Наблюдения на улице за зимними признаками и приметами;

-Изготовление линейки «снегомер»;

-Чтение информации о том, как определить высоту снежного покрова;

-Сюжетно-ролевые игры: «Репортер», «Журналист»;

- Работа с картами – схемами народных примет о погоде;

- Знакомство с приметами о погоде по поведению птиц, животных.

Оборудование и материалы: Лопатки, венички, снегомерная линейка, снежные комочки, корм для птиц, письмо, кормушки, костюм снеговика. Видеокамера, карандаши, блокноты, карта- схема высоты снежного покрова, зефир, планшетки на каждого ребенка.

Ход прогулки:

(Дети одеваются и выходят на улицу)

Воспитатель:- "Проходите, ребятишки: и девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать, за руки друг друга взять!

Друг на друга посмотрите и улыбки подарите!

(Выносится письмо, воспитатель читает)

Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Дружные ребята» МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка»! Пишут вам сотрудники научно-исследовательского института. Мы занимаемся изучением Арктики и особенностями зимнего времени года. 7 февраля в Чебоксарах начала работу международная конференция по этому вопросу. Были представлены исследования ученных по изучению особенностей зимы в условиях пустыни, степи, севера. Но, к сожалению, никто не представил исследований особенностей зимы в условиях средней полосы Поволжья - Чувашии. Сотрудники института узнали, что вы, ребята, живете в Чувашии и приглашают вас принять участие в работе конференции.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны принять участие в конференции?

Дети: - Согласны (ответы детей).

Воспитатель: - А как мы с вами можем принять участие в конференции и рассказать про нашу зиму в Чувашии?

Дети:- Нарисовать, поехать, полететь (ответы детей).

Воспитатель: - Нарисуем-отправим рисунки по почте - это будет долго! Поедем на поезде - все захотят поехать, билетов может не быть! На самолете - дорого!

-Что же нам делать? Ведь вы столько много знаете про нашу зиму (Подвести детей к выводу, что можно снять видео и отправить его) По телевизору вы столько много смотрели передач, фильмов про разные времена года. Вот давайте сами попробуем снять фильм! Назовите мне профессии людей, которые участвуют в создании фильма (Оператор, режиссер, декоратор, сценарист)

Воспитатель: - Ребята, к нашему счастью у меня есть знакомый оператор, который нам поможет снять фильм, смонтировать его и отправить в Чебоксары (появляется оператор с камерой)

Воспитатель:- Ребята, вы готовы рассказать участникам конференции о нашей зиме в Чувашии

Дети:- Да.

Воспитатель: - Тогда отвечайте громко, четко, полным предложением!

1) Какое время года сейчас у нас в Чувашии? (зима)

2) Какие признаки зимы вы знаете? (мороз, завывают вьюги, метут метели, пурга, много снега, иней, изморозь и гололед, люди надевают теплые одежды, утепляют дома)

3) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

4) Какая зима у нас в Чувашии? (морозная, холодная, умеренная, снежная, суровая, белоснежная)

5) Как готовы к зиме звери? (впадают в спячку, делают запасы еды, накапливают жир, меняют цвет шерсти)

6) Как зимуют деревья? (деревья находятся в состоянии покоя) Деревья на зиму сбрасывают листву, но они не умирают. А просто отдыхают. Сокодвижение и рост замедляются.

7) Почему зимой деревья находятся в состоянии покоя? (останавливается рост деревьев, они как будто спят)

8) Почему нельзя стряхивать снег с веточек? (снег на веточках защищает их от морозов)

9) Что мы можем сделать, чтобы корни деревьев не замерзли? (обкидать корни снегом)

Давайте попросим наших мальчиков обкидать корни деревьев (Мальчики берут лопатки и обкидывают стволы деревьев на участке)

10) А почему зимой мало птиц на улице? (многие птицы улетели в теплые края) КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ? НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛУЙСТА,

11) Какие птицы остались с нами зимовать? ( зимующие: сорока, голубь, воробей, ворона). Поищите глазами таких птиц.

12) А что мы с вами делаем, чтобы помочь птицам зимой? (подкармливаем их, развешиваем кормушки).

Воспитатель: - Давайте насыплем зерна в наши кормушки (вместе с девочками насыпаем зерно в кормушки, затем, по окончании работ, девочки хвалят мальчиков, мальчики - девочек).

Чувашский народ очень наблюдателен. Чуваши любили наблюдать за изменениями погоды по поведению птиц, животных…и могли предсказывать погоду на завтра и последующие дни.

- А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ О ПОГОДЕ ЗИМОЙ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПТИЦ?

Ответы детей.

И я хочу вас познакомить с чувашской народной приметой о погоде. Например:- Ворон высоко летает – к ветру. Курица на одной ноге стоит к стуже. (Зарисовка карты – схемы).

12) А где находится солнце зимой? (Солнце находится ниже ближе к поверхности земли, его лучи как бы скользят по поверхности и мало греют).

Воспитатель предлагает прочитать заранее выученный стих ребенку.

Сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

снег стучал в стекло,

А сейчас гляди как весело

И белым – бело.

Воспитатель: - Расскажите, какие признаки зимы Сергей Маршак описал в стихотворении.

Дети: - Снег, снегопад, белым – бело, снег охапками, накрылись шапками, о том, что он лежит везде (ответы детей).

Воспитатель:- А что вы ребята знаете о снежном покрове?

Ответы детей.

Воспитатель: - Такое явление представляет снежный покров. Снежным покровом называют - слой снега, лежащий на поверхности почвы или льда, образовавшийся в результате снегопадов в зимнее время. Сплошной снежный покров гарантирует наилучшую защиту почвы и зимующих под ним растений и животных от охлаждения и промерзания, является источником влаги в почве и важным фактором полноводья рек. Снежный покров является зеркалом сезонного состояния природы и несет большую информацию о погодных явлениях.

Распределение снега зависит от особенностей выпадения осадков, силы ветра, характера поверхности и других факторов. Перемещается снег по физическим законам переноса песка. На затишных участках происходит накопление снега, и образуются сугробы. Места, подверженные продолжительному ветровому воздействию, как правило, лишены снега.

Воспитатель: - А теперь предлагаю вам определить снежный покров в разных частях нашего участка. Оценивать мы будем структуру снега. Какой снег?

Дети: - Снег свежий, пушистый, липкий, рассыпчатый (ответы детей).

Воспитатель: - Снежный покров можно оценить, визуально осмотрев окрестность. А можно определить с помощью снегомерной рейки. Она заострена снизу, имеет металлический наконечник и сантиметровые деления. Размеры рейки: длина 180 см, ширина 4, толщина 2 см.

Воспитатель: - Измерять будем на открытом участке длиной 1 м, под кронами деревьев, и за зданием.

Результаты измерений

№ пп Высота снежного покрова по рейке, см Средняя высота снежного покрова, см Плотность снега, г/см3 Средняя величина плотности, г/см3 Структура снега Степень покрытия, баллы Характер залегания снежного покрова

Практическая работа №1. «Определение высоты снежного покрова». Результат занести в таблицу. Сделать вывод.

Вывод. Высота снежного покрова в разных частях участка составляла от 20 см до 75 см

Средняя высота снежного покрова на открытом участке - 40см. в лесополосе – 50см, защищенной полосе от ветра – 70см. Снег лежит неравномерно.

Практическая работа №2 «Построение профиля снежного покрова»

На графике буквами обозначены: А – открытое пространство игрового участка; Б –расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.

Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание и назвали все признаки зимы. Предполагаю, что сотрудники института все запомнили. А какая же наша чувашская зима без зимних забав и снеговика!

Воспитатель:- В какие игры и забавы играют дети зимой?

Дети: - Катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, катаются с горки (ответы детей).

Воспитатель: - А еще хотите поиграть!

Дети: - Да.

Воспитатель: - Только сначала давайте вспомним правила безопасного поведения на участке во время игр.

- Не толкаемся, когда бегаем;

-железные предметы руками не трогаем;

-на горке катаемся по очереди;

-играем только на своем участке;

-во время игр не нарушаем правила.

Проводится игра «Лепим мы снеговика». Игра малой подвижности «Лепим мы снеговика» (Движения согласно текста).

Дети и воспитатель: - "Тра-та-та, тра-та-та, лепим мы снеговика!

Мы на ком поставим ком.

Глазки подведем, нос-морковку вставим.

Шапочку найдем.

Вот какой снеговичок - белый снежный толстячок»

(появляется Снеговик).

Снеговик:- Здравствуйте, ребята! Сорока мне поведала, что вы здесь кино снимаете! Я тоже хочу поучаствовать! Кто как не я знает все про зиму! Это мое любимое время года! Сорока мне поведала, что вы много здесь рассказывали и показывали! А я сам хочу убедиться, что вы все знаете! Вот вам мои задания!

Подберите по смыслу родственные слова слову "снег"-

-Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

-С неба все скользят пушинки-серебристые. (снежинки)

-Вот веселье для ребят-все сильнее. (снегопад)

-Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

-На снегу то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Задание 2:

-Чего больше: снегопадов или снежинок?

-Чего меньше: зим или зимних месяцев?

Снеговик: - Молодцы, ребята! Вижу, что сорока меня не обманула!

Воспитатель: - Снеговик, хочешь с нами поиграть?

Проводится игра «Снеговик». Снеговик выбирается считалкой. Снеговик дремлет. Дети, произнося текст, медленно подходят к нему. На последних словах снеговик просыпается и бежит ловить детей. Игра продолжается 2-3 раза.

"Снеговик сидит, сидит

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

ночью всех пугать идет! "

Снеговик: - Ребята, спасибо вам за игру, но мне пора уходить! Я принес вам в подарок зимнее угощение - снежки (белый зефир, но вы их скушаете после прогулки в группе (уходит).

Воспитатель:- Ну что, ребята, и нам пора заканчивать свой фильм! Скажем "спасибо" нашему оператору, он сегодня все смонтирует и отправит наш фильм участникам конференции, которые уже сегодня его посмотрят! Что нового мы узнали сегодня?

Дети: - Чувашскую народную примету о погоде по поведению птиц. О том кто снимает фильм. Что такое снежный покров. Как измерять высоту снежного покрова. Учились измерять и строить динамику снежного покрова. Записывать карту схему о погоде (ответы детей).

Используемая литература:

1. Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Методическое пособие. М. : Сфера, 2010.

2. Картушина М. Быть здоровыми хотим. М. :Сфера,2004.

3. Кобзева Т. Г. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. Волгоград. : Учитель,2011.

4. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-7 лет. Сфера, Санкт – Петербург,2011.

5. Лучич М. В. Детям о природе. М. :Просвещение,1989.

6. Материалы со страниц в интернете (сайт «Дошколенок»).

7. Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей5-6 лет. Чебоксары,2015.

8. Нуждина Н. В. Энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия развития,1997.

9. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект проведения зимней сюжетной прогулки с детьми старшей группы «Белые снежинки» Сюжетная прогулка с детьми старшей группы «Белые снежинки» АВТОРЫ: Чернявская Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Гаджиева Татьяна.

Конспект зимней прогулки «Наступили холода» Цель:Формировать представления детей о зимних явлениях природы. Задачи: 1. Закреплять знания о характерных признаках и явлениях кубанской.

Конспект зимней прогулки с детьми второй младшей группы Составитель: воспитатель Нижельская Анна Владимировна Цель: формировать у детей представление о зиме. Задачи: 1. Продолжать учить,.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект зимней прогулки в старшей группе на тему: «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». (Дети стоят возле воспитателя) -Собираются ребята Вместе весело гулять.

Конспект зимней прогулки во второй младшей группе «Скорее идем кататься на горку!»Конспект зимней прогулки во второй младшей группе «Скорее идем кататься на горку!» Цели: развивать любовь к зимним развлечениям; продолжать закреплять правила безопасности; развивать наблюдательность, кругозор, навыки.

Конспект зимней прогулки «Снегири» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок» г. Медногорска».

ООД зимней прогулки на тему: «Зима-любимая пора»ООД зимней прогулки на тему: «Зима-любимая пора» ООД зимней прогулки на тему:»Зима-любимая пора» в средней группе. Составила и провела воспитатель Тюрина Надежда Александровна Программное.

Примерный конспект проведения зимней прогулки с разным уровнем двигательной активности «Снегопад» Примерный конспект проведения зимней прогулки с разным уровнем двигательной активности. Тема: «Снегопад» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»
Опубликовано: 10 марта 2017 в 19:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД